Статьи по дате

The New York Times | 27 сентября 2002 г.

Бюрократия портит жизнь российским предпринимателям

Сабрина Тэвернайз

Красноярск - это город, где богатеют быстро. Здесь сколотили свои состояния алюминиевые бароны. Здесь владеют огромными металлургическими комбинатами. Лариса Хвоина занимается здесь странным делом - она руководит небольшим предприятием.

Ее фабрика занимает шесть комнат на складе, расположенном в северо-западной части города. Помимо нее в компании работает еще пять человек. Предприятие производит крекеры, 3000 коробок в день.

Любители пива на западе России очень любят есть крекеры с пивом, но в Сибири о них никто не знал, пока тридцатидевятилетняя Хвоина, бывший бухгалтер, не решила начать их коммерческое производство. Она создавала рынок в одиночку, предлагая свою продукцию местным магазинам.

Магазины заинтересовались. Хвоина добилась успеха. Она получила кредит в Европейском банке реконструкции и развития, расширила продукцию, наняла сотрудников. По ее словам, работать к ней пришли даже два члена организованной преступной группировки, которым она поручила паковать продукцию.

А сейчас Хвоиной с трудом удается выживать. Донимают ее не бандиты, а правительственная бюрократия. На бумаге небольшие компании ничем не отличаются от гигантских, но на практике у крупных предприятий гораздо больше ресурсов и связей, им проще находить лазейки в неудобных правилах, избегать чрезмерных расходов, связанных с их выполнением. У Хвоиной таких возможностей нет.

Одна из самых больших неприятностей - инспекции. По ее словам, образцы крекеров необходимо передавать санитарным властям ежемесячно. Каждый третий месяц проводятся дополнительные проверки на наличие свинца, мышьяка, ртути и кадмия. Другие инспекторы каждый месяц приходят измерять температуру и влажность в печи, проверять, светло ли в помещениях, не слишком ли шумно.

Хвоина говорит, что все эти проверки обходятся ей слишком дорого.

"Лучше не злиться и не спорить, - говорит Хвоина. - Иначе они найдут какие-нибудь нарушения".

Один из законов требует, чтобы у нее было два подъемника. Для хлеба и для крекеров. У нее - только один. Пока инспекторы не обращают на это внимания.

Хвоина говорит, что инспекторы просто выполняют свою работу. Она не может обвинить их том, что они требуют от нее выполнения не ими выдуманных правил. "Люди ни в чем не виноваты, - говорит она. - Виновато правительство".

Во многих других странах мелкие предприятия - главный двигатель экономического роста. В России их очень мало. Одна из главных причин - обременительные правила и взяточничество бюрократов, которые следят за их выполнением. Оба фактора пугают честных предпринимателей.

Последние четыре года в России продолжается экономический рост, но, по мнению экономистов, пока его обеспечивают лишь очень крупные компании. По данным Мирового банка, в США мелкие предприятия производят 60% всей экономической продукции. В России эта цифра составляет всего 20%.

Недавно Центр экономико-финансовых исследований провел исследования, в которых приняли участие 2000 небольших российских компаний. Оказалось, что, как только компания вырастает и в ней начинает работать шесть или семь сотрудников, она, как правило, перестает развиваться.

Почему? "Бюрократы - это хищники", - сказал Кристоф Руэл, главный экономист московского представительства Мирового банка. Как только компания дорастает до этих размеров, "скрываться от них невозможно".

Хвоина училась на экономиста в Санкт-Петербурге. Она сказала, что обычно принято разделять компанию на несколько небольших предприятий с разными адресами. Так проще избежать внимания со строны властей.

"Если вы существуете уже несколько лет и у вас работает несколько сотрудников, налоговая инспекция начинает проверки, - рассказывет Хвоина, сидя на столе, окруженном коробками с крекерами. - Люди стараются спрятать документы, что-то переписать. Лучше иметь три компании из десяти человек, чем одну из тридцати".

Как каждый начинающий предприниматель Хвоина сделала несколько собственных ошибок.

В прошлом году, когда спрос начал расти, она вложилась в увеличение производства, а не в маркетинг. В результате ей стало сложно соревноваться с новым конкурентом, которым стала известная новосибирская пищевая фабрика, где работает 1000 человек. Это крупное предприятие начало выпуск крекеров и отобрало у Хвоиной часть рынка.

"Я не учла, насколько важна реклама", - грустно говорит Хвоина.

Российские власти не могут расстаться с советским пристрастием к гигантизму. Все девяностые годы они игнорировали малые предприятия как источник роста. Недавно президент Владимир Путин сказал правительству, что улучшение условий для деятельности малого бизнеса - один из главных приоритетов экономической политики. Началось реформирование налоговых законов. Некоторые правила упрощаются или отменяются.

Красноярские бизнесмены говорят, что пока не почувствовали каких-либо перемен. Двадцатидевятилетняя Екатерина Галченко, владелец магазина автозапчастей, сказала, что в результате налоги увеличились, а за чтением новых правил пришлось провести много часов.

"Они говорят о поддержке малого бизнеса, но это все очень абстрактно, - сказала Галченко. - Я не вижу никаких улучшений".

Прошло больше десяти лет с тех пор, как россияне жили, привычно ожидая, что все за них решит и сделает государство. Галченко говорит, что сейчас ей хочется только одного - чтобы правительство оставило ее в покое.

"Мы работаем уже пять лет. Не катаемся на джипе, не живем в огромном доме", - сказал совладелец магазина и муж Галченко Игорь Терещенко.

"Но мы можем прокормить себя и своих родителей, - добавила Галченко. - Я считаю, что это успех".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru