Статьи по дате

Corriere della Sera | 27 сентября 2004 г.

Космос: спор между США и Россией

Джованни Карпара

Беспокойство в связи с отказом генератора кислорода, обеспечивающего жизнедеятельность космонавтов на МКС, нарастает. Поломка на орбите стала причиной раздоров между НАСА и российским космическим агентством.

С 8 сентября устройство "Электрон" российского производства, вырабатывающее кислород из воды путем отделения его от водорода, который выбрасывается в космос, больше не функционирует. Два астронавта, находящиеся на борту, россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Финк, неоднократно пытались отремонтировать генератор. Он проработал несколько часов и затем вновь перестал функционировать. Астронавты вне опасности, утверждает НАСА, потому что запасов кислорода на борту станции хватит на 160 суток. Таким образом, можно совершенно спокойно заниматься ремонтом.

Между тем на 10 октября все еще запланирована смена экипажа. Российский челночный корабль "Союз" доставит на станцию Лероя Чао и Салижана Шарипова, которые будут оставаться на борту МКС до 17 апреля 2005 года. На 25 декабря запланирован запуск автоматического грузового корабля "Прогресс" для пополнения запасов, доставки кислорода и продуктов питания. Еще одни "Прогресс" должен быть запущен в феврале.

Если этот график будет соблюден, не возникнет никаких трудностей. Однако новый директор российского космического агентства генерал Анатолий Перминов ясно дал понять партнерам по МКС, что до конца 2004 года Москва сможет гарантировать связь с базой, но в новом году такой возможности уже не будет. Более того, поступают сигналы о том, что даже декабрьский запуск "Прогресса" может оказаться под вопросом.

"Если это произойдет, - заявил Уильям Х.Гестенмайер, руководитель программы деятельности станции в НАСА, - и генератор не будет отремонтирован, запасы кислорода могут сократиться до опасного уровня. Следовательно, будет необходимо рассмотреть возможность возвращения экипажа на Землю. Станция останется необитаемой до тех пор, пока не будет запущен грузовой корабль с новым генератором кислорода".

Российская сторона и прошлом всегда выступала против даже временного прекращения работы станции: для Москвы это был вопрос принципа. Теперь, понимая, что выживание станции находится в их руках до тех пор, пока не возобновятся полеты американских шаттлов (предположительно, до марта 2005 года), российская сторона пытается воспользоваться моментом, чтобы заставить американцев оплачивать (полностью и частично) полеты грузовых кораблей.

Действительно, проблемы появились после катастрофы шаттла "Колумбия", но станция - международный проект, и поэтому все расходы должны быть поделены между всеми его участниками.

Источник: Corriere della Sera


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru