Frankfurter Rundschau | 27 сентября 2007 г.
Рутинная речь Меркель
Рихард Менг
Ангела Меркель - далеко не первая, кому пришлось через это пройти. И, конечно, не последняя. То, что на этот раз на мировой арене в Нью-Йорке она выступала в качестве главы правительства страны, председательствующей в "Большой восьмерке", пусть и кратковременно, но все же привлекло внимание немцев. Но сама речь, произнесенная в Нью-Йорке, была лишь одной из многих, и вскоре о ней будет забыто. 16-минутный экскурс в мировую политику - обо всем понемногу. Обычная рутина, включая повторно провозглашенную Меркель готовность Германии взять на себя "больше ответственности", "в частности", через постоянное место в Совете Безопасности ООН.
Это формулировка, от которой Берлин уже не может отступиться. Скорее всего, понимая, что с постоянным местом ничего не получится, потому как, в лучшем случае, возможно лишь выдвижение нескольких новых непостоянных членов Совета Безопасности. А также сознавая, что еще большей международной ответственности в Германии вряд ли кто-то жаждет. Особенно после Косово, Афганистана и всех этих споров вокруг Ирака и борьбы с терроризмом.
Ежегодная Генеральная Ассамблея ООН - это важный, но одновременно и трудный международный политический форум. Она, как ничто другое, отражает разнообразие и противоречивость международной политики. Здесь любой может одернуть любого - и многие пользуются этой возможностью регулярно, в ущерб ООН. Здесь Германия пользуется уважением как один из основный финансистов, но также и как скромно держащая себя, мыслящая принципиально многополярно "средняя держава". Однако из этого следует еще и то, что сила Германии более всего проявляется в настойчивой уравновешенной и подчеркнуто гражданской дипломатии. А не в выдвижении требований. И уж, конечно, не в выступлениях Меркель.
Однако при этом канцлер правильно поступила, слегка коснувшись неблагополучного состояния, в котором пребывает ООН. Она сказала, что Совету Безопасности ООН нужно придать "юридическую силу". Это означает, что сейчас прав у центрального органа недостаточно. И это с самого начала использовалось, главным образом, для ведения торга между Россией, Китаем и старым Западом во главе с США. Остальные страны взирают на происходящее безучастно, все равно, сидят они за круглым столом или нет. И вопреки всеобщему признанию необходимости регионального сотрудничества во всех частях света национальные государства все еще занимают центральное место, по крайней мере в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
Серьезная реформа ООН должна быть гораздо более обширной, чем простое расширение Совета Безопасности. Но новому генеральному секретарю Пан Ги Муну, похоже, не хватает веса, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Тем самым в итоге реформирование ООН оказывается в той же очереди, что и большинство других важных тем - от конфликта на Ближнем Востоке до политики в области защиты климата. Движение начнется только тогда, когда в Вашингтоне и Москве будет известно, кто на предстоящих выборах придет к власти и с какой программой. А Меркель к тому времени уже станет одним из главных старожилов первого и одновременно второго ряда.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях