Time | 28 мая 2008 г.
Зачем Израиль разговаривает со своими врагами
Тим Макгирк
Недавно президент Джордж Буш недавно выступил в израильском Кнессете и раскритиковал тех, кто пытается умаслить "террористов и радикалов". В Америке это заявление восприняли как попытку поддеть кандидата от демократов Барака Обаму, который утверждает, что США должны вести переговоры со своими врагами. Однако израильские депутаты - они не менее 14 раз прерывали речь Буша овациями - интерпретировали его слова иначе. Они посчитали, что таким образом американский президент выказал активную поддержку еврейскому государству в 60-ю годовщину его создания. И все же, по распоряжению премьер-министра Эхуда Ольмерта израильские представители ведут осторожные переговоры с теми самыми "радикалами и террористами", против которых выступал в своей речи Буш: с Сирией, вооруженной ливанской группировкой "Хизбалла" и палестинским "Хамасом".
Очевидно, насколько упал статус администрации Буша, раз даже верные союзники вроде Израиля нарушают заповеди Белого дома. В то же время, может оказаться, что упомянутые переговоры - жест отчаяния со стороны израильского лидера, переживающего не лучшие времена: чтобы вернуть поддержку населения, ему ничего больше не остается, кроме как отклонить советы США.
Отвергнув слова Буша об "умасливании" врагов, израильское правительство при посредничестве Египта начало переговоры о прекращении огня с исламской вооруженной группировкой "Хамас", которая контролирует сектор Газа. Одновременно через турецких дипломатов Израиль направил делегацию в Дамаск, чтобы обсудить возможность возвращения Сирии Голанских высот в обмен на то, что та прекратит поддерживать "Хамас" и "Исламский джихад" и предоставлять убежище лидерам боевиков. Один из израильских чиновников объяснил в беседе с корреспондентом Time: "Мир для нас - это не посольства в Дамаске и Тель-Авиве, а прекращение деструктивной деятельности Сирии. У "Хамаса" есть штаб-квартиры в Дамаске, "Хизбаллу" Сирия также поддерживает".
Одновременно через немецких посредников израильтяне пытаются обменять палестинских и ливанских заключенных на двух своих солдат, захваченных "Хизбаллой" в 2006 году - хотя до сих пор нет доказательств того, что они живы.
Многочисленные критики Ольмерта утверждают, что переговоры с врагом для него - это попытка отвлечь внимание населения от скандалов, связанных с подкупом и коррупцией, которые разгораются вокруг премьер-министра. Во вторник один из ключевых свидетелей, американский предприниматель, в ходе предварительных слушаний в суде признался, что передавал Ольмерту конверты с наличными. Ольмерт утверждает, что деньги предназначались для его избирательной кампании. "Я никогда не брал взяток и никогда не присваивал денег", - заявлял он журналистам в начале мая.
Безусловно, чтобы договориться даже с одним из врагов, не говоря уже обо всех трех, стране понадобится сильный лидер. А поскольку вероятность предъявления Ольмерту обвинений растет, для него задача становится еще более трудной. Даже если его намерения искренни, худшего времени для их реализации не придумаешь - сейчас он слишком ослаблен в политическом плане и окружен противниками, которые жаждут его крови. Более того, многие израильские генералы и офицеры спецслужб разделяют мнение Буша о том, что Израиль не должен давать поблажек террористам.
Велики ли шансы, что хотя бы часть этих переговоров принесет плоды? Главная задача Израиля - выработка соглашения о прекращении огня с "Хамасом" в секторе Газа, однако здесь шансов на успех меньше всего. В лучшем случае подобная договоренность даст Ольмерту небольшую передышку: палестинские ракеты прекратят падать на израильские дома и больницы рядом с сектором. Однако перемирие усилит позиции "Хамаса" среди палестинцев и сделает власть движения легитимной в глазах всего арабского мира, а Израилю этого не хочется.
В интервью с редакторами журнала Time 22 мая министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни - ее считают вероятным претендентом на пост Ольмерта - попыталась дистанцироваться от решения премьера вести переговоры о прекращении огня. Она предупредила, что не следует ослаблять международный нажим на "Хамас", устав которого провозглашает задачей уничтожение еврейского государства. "Международное сообщество просит Израиль облегчить жизнь палестинцам из сектора Газа, открыв пограничные пропускные пункты, однако "Хамас" наносит удары по этим пунктам и тем самым доказывает, что не ощущает ответственности за население сектора", - подчеркнула Ливни. В связи с информацией о том, что Франция тайно вела диалог с исламскими боевиками, Ливни предупредила, что подобные переговоры могут придать "Хамасу" легитимности. "Это подрывает позиции прагматично настроенных представителей палестинской администрации (во главе с президентом Махмудом Аббасом) и вредит мирному процессу", - указала она.
Через посредничество египтян "Хамас" предлагает прекратить ракетные обстрелы городов и населенных пунктов на юге Израиля. За это группировка хочет, чтобы Израиль прекратил убивать лидеров боевиков и снял блокаду сектора Газа, где проживает 1,5 млн палестинцев. Международная блокада была введена в июне 2007 года, когда "Хамас" захватил власть в этом анклаве на побережье.
Переговоры то прекращаются, то начинаются снова и продолжаются вот уже четвертую неделю. Диалогу мешает то, что "Хамас" хочет обменять похищенного израильского солдата, капрала Гилада Шалита, на более чем 400 палестинских заключенных, находящихся в израильских тюрьмах. Израильтяне утверждают, что многие люди из этого списка - террористы, и выпускать их отказываются. Источник журнала Time из "Хамаса" сообщил, что его организация затягивает заключение перемирия, чтобы ослабить группировку постоянными авиаударами по сектору Газа и добиться более выгодных условий прекращения огня.
В то же время сделка с Сирией может стать для Ольмерта благом, и многие израильтяне приветствовали бы ее. Кроме того, она позволила бы вбить клин между сирийцами и их радикальными союзниками - Ираном, "Хизбаллой" и "Хамасом". Однако представители Израиля, знакомые с ходом переговоров в Анкаре, говорят, что окончательная цель сирийского президента Башара Асада - сблизиться с США. "Сирийцы отдают приоритет не возвращению Голанских высот, контролируемых Израилем. Они стараются достучаться до Вашингтона", - объяснил источник. Но поскольку Буш отказывается вести прямые переговоры со страной, входящей в "ось зла", сомнительно, что диалог Израиля с Сирией принесет значительные успехи. Несмотря на все разговоры, в последние дни пребывания у власти Ольмерту, видимо, придется отбиваться от обвинений в коррупции. Добиться прорыва в отношениях с врагами, окружившими его страну, он не сможет.
Также по теме:
Израиль и Сирия вернулись к переговорам - при посредничестве Турции (La Repubblica)
Вызов Ольмерта: "Газа, наше терпение кончилось" (La Stampa)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях