Статьи по дате

Le Monde | 28 апреля 2000 г.

Оппозиция начинает надеяться, что Москва порвет с режимом Александра Лукашенко

Натали Нугайред

Как и раньше, годовщина чернобыльской аварии предоставила возможность силам, оппозиционным режиму Александра Лукашенко, сосчитать своих сторонников и измерить степень агрессивности органов правопорядка. 26 апреля последние выглядели не слишком угрожающе: 10 тысяч манифестантов не наблюдали бронированных автомобилей и не подвергались грубым арестам, как это было 25 марта, когда оппозиция отмечала годовщину первого провозглашения независимости Белоруссии в 1918 году.

Количество сотрудников милиции, располагавшихся на протяжении следования колонны, было незначительным, зато на близлежащих улицах стояли многочисленные автобусы с милиционерами. Некоторые хотели видеть в этом кажущемся смягчении обстановки связь с визитом в Минск 16 апреля нового российского президента Владимира Путина. По мнению очевидцев, его отношения с руководителем Белоруссии не отличаются большой теплотой. Независимая белорусская пресса писала, что пребывание г-на Путина в Минске, сделавшего здесь остановку по пути в Лондон, длилось всего 6 часов, и что президенты двух стран не обменивались "нарочитыми комплиментами", как это было в эпоху правления Бориса Ельцина.

Путина в поездке сопровождал "советник по экономическим вопросам" Герман Греф. Завершая "трехчасовую беседу", Александр Лукашенко, известный сторонник плановой экономики советского типа, заявил, как сообщает агентство "Белта", "что он выступает за существование в стране различных форм собственности и либеральной экономики", которая, однако, "не должна развиваться хаотически". И этого уже было достаточно, чтобы оппозиция начала надеяться на то, что "Путин порвет с Лукашенко", который, с момента его избрания в 1994 году, воспринимался как инструмент российской политики "в ближайшем зарубежье", воспользовавшийся для прихода к власти серьезной поддержкой компании "Газпром".

По мнению одного старого чешского диссидента, соратника Гавела, который прибыл в белорусскую столицу, чтобы поддержать местных демократов, "лучшей стратегией для оппозиции был бы союз с русскими против Лукашенко". Владимир Путин, по его словам, не хотел бы осложнять себе жизнь, занимаясь процессом объединения России и Белоруссии с таким непредсказуемым и скандальным партнером, как Александр Лукашенко. В соответствии с этим сценарием, белорусская оппозиция могла бы надеяться на сохранение достаточного суверенитета своей страны в новом союзе. Таким образом, республика пошла бы по пути Финляндии, вместо того, чтобы быть аннексированной.

Тема "ползучего аншлюса" России (150 млн. чел.) по отношению к Белоруссии (10 млн. чел.) активно и с озабоченностью обсуждается в оппозиционных кругах Минска. Недавнее сообщение о формировании "объединенного военного контингента" численностью 300 тысяч человек, который должен быть размещен на западных флангах этого "союза", подтвердил опасения о том, что договоры, подписываемые между двумя сторонами на протяжении четырех лет, не сводятся к пустой болтовне. Один из руководителей белорусской оппозиции Анатолий Лебедько (Объединенная гражданская партия) увидел признак положительного отношения Москвы к критике Лукашенко в своем приглашении на известную передачу, транслируемую по государственному российскому телеканалу ОРТ, несмотря на неоднократные требования посла Белоруссии о ее запрете.

Между тем, белорусская оппозиция страдает от внутренних разногласий. Миссия ОБСЕ, находящаяся в Минске вот уже два года, прилагает усилия по преодолению этих разногласий и подталкивает основных участников оппозиции (Народный фронт, социал-демократы, Объединенная гражданская партия) к выработке единой позиции в отношении предстоящих в октябре парламентских выборов.

Но в то время как экономический кризис продолжает углубляться, а население страны все больше нищает (средняя заработная плата оценивается в 30 долларов), вряд ли стоит надеяться на согласие Лукашенко подвергнуть свою власть опасности в ходе этих выборов. Исчезновение в течение одного лишь года четырех оппозиционеров можно считать признаком ужесточения политики властей. Тем не менее, некоторые полагают, что режим уже не так монолитен. В президентской администрации противостоят два течения: одно высказывается за минимум шагов навстречу для восстановления страны и получения кредитов (эта тенденция существует в министерстве иностранных дел), другое выступает за жесткий, репрессивный курс (Национальный Совет безопасности).

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru