Статьи по дате

The New York Times | 28 апреля 2001 г.

Судьба различных российских СМИ в свете борьбы вокруг НТВ

Майкл Вайнс

57-летняя пенсионерка Светлана Ивановна, имеющая весьма консервативные взгляды, называет либеральных журналистов, работавших на независимом телеканале НТВ до его захвата, одним словом: "варвары".

Впрочем, у нее есть для них еще одно слово: "непорядочные".

"Я не могу сказать о них ничего хорошего", - добавила она, поясняя свою позицию.

Однако это не означает, что она не смотрит НТВ. На самом деле она регулярно смотрела информационные передачи этого канала, а также воскресную аналитическую программу "Итоги", ведущего которой Евгения Киселева она назвала бесчестным и высокомерным.

"Я всегда смотрела НТВ; я смотрела его, чтобы сравнить с другими каналами, - сказала она, ожидая троллейбуса в центре Москвы. - Другие каналы работают хорошо".

Вот о чем забыли в кутерьме вокруг НТВ: неважно, будет это НТВ или другой канал, но россиянам действительно нужен выбор, чтобы было, что сравнивать.

Они уже сравнивают новое НТВ с двумя государственными телеканалами - ОРТ и РТР - а также со старым НТВ, который теперь вещает на другом канале. Если ни один из них их не удовлетворяет, они могут смотреть местные информационные программы или выбирать среди конкурирующих друг с другом газет.

"Это пестрая палитра", - говорит Григорий Либергал, директор информационных программ Internews - это организация, которая при поддержке США поставляет российским телеканалам культурные и образовательные программы.

Совершенно очевидно, что это не та свобода прессы, которую знают на Западе. Обладая контролем над двумя телеканалами и национальной радиостанцией, Кремль пока доминирует в общенациональных российских СМИ. Местные губернаторы контролируют часть местных СМИ. А остальные находятся в руках магнатов и промышленных гигантов, основной целью которых является отстаивание своих собственных интересов.

В российской глубинке и вовсе слышен лишь голос государственных СМИ. 8 из 10 печатных станков принадлежат государству, и местные политики не испытывают особого беспокойства по поводу отсутствия доступа к этим станкам у критически настроенных СМИ.

Но ни одно из этих изданий не похоже на забитую, монотонную прессу, которую терпели и высмеивали россияне в советские времена. За некоторым исключением, газеты и электронные СМИ явно ангажированы, и они демонстрируют свои пристрастия, даже когда это вызывает раздражение у власть имущих.

В отличие от своих западных коллег, российские журналисты почти не связаны ограничениями, которые накладывают на западных журналистов законы о распространении клеветнической информации и о праве на частную жизнь. Некоторые из их сенсационных разоблачений никогда не появились бы на страницах американской или британской прессы.

Журналисты государственных СМИ, в целом, относятся к властям более уважительно, чем их коллеги из независимых СМИ - но не всегда. "Несмотря на то, что они остаются государственными, они явно не такие, какими должны быть", - подчеркнул руководитель Центра по делам СМИ и права при МГУ Андрей Рихтер. - К примеру, во время первой чеченской войны наиболее критические репортажи были не на НТВ, а на государственном канале РТР."

Он имеет в виду 1995 год, когда РТР был известен своим нежеланием следовать кремлевской линии. РТР в этом не одинок: в 1998 году журналисты другого государственного телеканала ОРТ привлекли к себе внимание жестким освещением событий в Белоруссии, которая является ближайшим союзником России.

И даже на фоне недавних событий, которые многие иностранцы называют правительственной кампанией по уничтожению бывшего владельца НТВ медиа-магната Владимира Гусинского, российские журналисты, тем не менее, могут и делают резкие репортажи о злоупотреблениях властей.

Самый свежий пример - корреспондент "Новой газеты" Анна Политковская, которую арестовали и которой угрожали за то, что она подготовила нелицеприятный репортаж об арестах ни в чем не повинных чеченских мужчин и о вымогательствах со стороны российских военных.

За этот репортаж, который, по мнению российских властей, является необоснованным, Политковская получила ежегодную премию Overseas Press Club - она выдается за исключительную отвагу при подготовке репортажей о России.

Сколько людей видят подобные репортажи, это уже другое дело. В сотнях других российских городов, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, люди слишком заняты повседневными заботами, чтобы следить за политикой или текущими событиями в стране.

Хотя война за контроль над НТВ на несколько недель захватила Москву, в целом россияне уделяли ей не так много внимания.

Согласно опросу, проведенному 7 апреля Фондом "Общественное мнение", 40% респондентов относятся к захвату НТВ "Газпромом" негативно. 43% - либо приветствуют его, либо относятся к нему с безразличием.

"Думаю, что большое число россиян, более 80%, не чувствует потребности в какой бы то ни было информации - политической или экономической, - говорит руководитель московского Центра журналистики в экстремальных ситуациях Олег Панфилов. - Во многих российских регионах люди даже не покупают газеты, поскольку считают их дорогими".

Репортажи Политковской на некоторое время произвели сенсацию в российских СМИ. Однако Россия столь огромна - и так бедна - что печатные издания переживают там серьезный упадок. Рекламы мало, а доставка так дорога, что фактически все газеты вынуждены иметь богатых покровителей - магнатов или компании - чтобы выжить.

За последние 10 лет тираж газет резко сократился. Те немногие печатные издания, которые преуспевают, избегают серьезных репортажей, отдавая предпочтение светской хронике и другим подобным материалам.

Поэтому для большинства россиян телевидение остается основным источником информации, а государственное телевидение - главным источником новостей. Государственные каналы ОРТ и РТР охватывают всю территорию России. НТВ покрывает большую часть страны, однако, зачастую, посредством нестабильного и слабого дециметрового сигнала.

По данным Internews, между тремя каналами ведется ожесточенная борьба за рейтинг. 25 марта, то есть незадолго до захвата НТВ, рейтинг программы "Время" (ОРТ) составлял 29,2%, в то время как "Сегодня" (НТВ)- 16,4%, а "Вестей" (РТР) - 13,2%.

"Но если вы живете, скажем, в Красноярске, этим трем программам могут составить конкуренцию местные новостные программы на 9-ом канале и ТВК 6-ой канал, а также 3-4 других", - отметил Рихтер.

В России около 700 местных телеканалов. "По моему мнению, - отметил он, - они лучше центральных каналов. Они более объективны, менее ангажированы, и они пытаются освещать вопрос со всех сторон".

Одним из лучших является телеканал ТВ-2 в Томске, который занимает первое место в местном телерейтинге, отчасти из-за агрессивного освещения событий. Подготовкой информационных программ занимаются около 30 сотрудников, и канал с гордостью говорит, что он является единственным местным телеканалом, освещавшим путч 1991 года с места событий.

Этот канал конкурирует с другим, который субсидируется региональной администрацией, а также двумя более мелкими телеканалами. ТВ-2 повезло, - считает продюсер информационных программ Виктория Мучник: он существует только на доходы от рекламы и, поэтому почти не испытывает политического или финансового давления.

"Мы не зависим ни от региональных или городских властей, ни от крупных финансовых структур, - заявила она в одном из интервью. - Наши учредители - несколько частных лиц, занимающихся исключительно телевизионным бизнесом".

Однако, по ее словам, в разгар борьбы вокруг НТВ телеканал ненадолго прервал вещание - в знак протеста против попыток установить еще больший государственный контроль над СМИ.

"Мы считаем ситуацию с НТВ первым предупреждением всем СМИ,- сказала она. - Рано или поздно доберутся и до нас".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru