Статьи по дате

Forbes | 28 апреля 2004 г.

Свобода может быть эффективной и в России

Пол Джонсон

Что нам делать с Россией? Скажем иначе, что лучше для Запада: спокойная, стабильная Россия с псевдодиктатором вроде Владимира Путина или демократическая Россия, которая может быть беспокойной и нестабильной?

Значение России, каким бы ни был режим, оценить все труднее. Она остается крупной ядерной державой, второй после США. Никто не знает, насколько эффективны ее водородные бомбы и средства доставки, но надо полагать, что некоторые из них способны функционировать точно. А потому важно, чтобы российская "красная кнопка" находилась в руках у людей, которым мы можем доверять.

Россия входит в число крупнейших в мире производителей нефти и, возможно, скоро станет крупнейшим экспортером. Это дает российскому руководству рычаги в момент, когда Запад нуждается в огромном количестве нефти, а ее цена растет.

Растущая слабость

Многие другие новости из России указывают на растущую слабость. Ее население уменьшается с 1992 года, оно сократилось на 1 млн по сравнению с периодом расцвета Империи зла, а рождаемость упала вдвое. Уровень смертности, высокий по меркам европейских и некоторых азиатских стран, растет. Ни российское здравоохранение, ни государственная власть не справляются с широко распространенным алкоголизмом и другими угрозами здоровью, которые затрагивают в основном мужчин трудоспособного возраста. Уменьшение численности населения связано с ухудшением морального состояния нации.

Я не знаю в истории случаев, когда устойчивая стагнация или сокращение численности населения не приводили бы к общей слабости - политической, экономической и военной. В России сигнал тревоги бешено мигает.

Да, Италия и Германия также переживают острую проблему с численностью населения, моральный дух начинает падать. Но в обеих странах уровень жизни высок, и в практическом смысле людям пока не на что жаловаться. Да, Италия - коррумпированная страна, но итальянцы выстроили линию обороны против этого феномена: крепкую семью и местные структуры. Германия подавлена исчезновением своего экономического чуда и медленными, но все более очевидными симптомами больной экономики. Но тамошние социальные службы и пособия остаются едва ли не лучшими в мире.

У жителей России таких компенсаций нет. Возникновение рыночного капитализма пока не привело к обогащению всех классов. Горстка мультимиллионеров заметно обогатилась, и это стало источником злобы и зависти, на которые может опереться режим Путина, когда ему захочется завинтить гайки в отношении свободного предпринимательства. Жилья не хватает, и оно дорого.

Большинству людей доходы пока приносит наследие командной экономики, а некоторым "при свободе" жить стало хуже, или им так кажется. Путин и силы, которые являются "реакционными" в подлинном смысле слова, наживаются на таких настроениях и рассчитывают на них, чтобы остаться у власти и расширить свои полномочия.

Сказанное не означает, что Запад должен поддерживать Путина или применять к нему менее строгие критерии. В целом быстрое распространение свободного предпринимательства и рыночной экономики принесло значительную выгоду людям в разных странах, которые до конца 1980-х годов страдали от коммунизма. Это верно и для некоторых стран, которые, как Китай, остаются тоталитарными структурами (Северная Корея и Куба - исключения). Примерно половина населения Китая вышла на уровень того, что чуть лучше экономики выживания, около 50 млн (а по некоторым оценкам - 100 млн) впервые почувствовали вкус богатства.

Некоторые бывшие советские колонии и сателлиты добиваются заметных успехов. В странах Балтии - Литве, Латвии и Эстонии - капитализм и политическая свобода эффективны. В Польше, пострадавшей от фашизма и сталинизма больше, чем какая-либо другая страна, похоже, начинается самый счастливый период ее истории. Такие страны, как Болгария, поднимают голову и демонстрируют готовность к международной конкуренции. Даже Румыния, морально деградировавшая при Чаушеску, проявляет желание жить так, как она жила в далекие 1920-е.

Никакого карт-бланша

Если запастись временем и терпением, Россия тоже насладится плодами свободы. Запад должен сознавать это, имея дело с Путиным и его сотоварищами. Мы ни в коем случае не должны создавать впечатление, что нам безразличны сдвиги во внутренней российской политике, что мы закрываем глаза на обращение Путина со свободой прессы, что нас не волнует, когда он сажает в тюрьму своих критиков и политических оппонентов.

Напротив, мы должны ясно дать понять, что нынешнюю тенденцию разрушения свободы необходимо остановить, а если свобода будет процветать, это сулит крупное политическое и экономическое вознаграждение. Когда Россия продемонстрирует, что свобода прочна и устойчива, не будет причин, почему бы не принять ее в ЕС и даже в НАТО. Мы нуждаемся друг в друге в войне против терроризма. И Запад может существенно помочь России решить проблему с уровнем смертности, если Россия захочет принять эту помощь.

Я не считаю Путина пропащим. Это оппортунист, которого, по-моему, можно подталкивать в нужном направлении на благо российского народа. Но давать Путину карт-бланш просто потому, что он поддерживает в стране стабильность, - это пораженчество и демонстрация отсутствия веры в свободу, которую мы так любим.

Источник: Forbes


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru