The Christian Science Monitor | 28 апреля 2005 г.
Герой боевиков вынужден отступать
Марк Саппенфилд
Объявленный губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером "год реформ" быстро превращается в год отступления.
То, что начиналось в январе как масштабная программа, включавшая в себя ряд вопросов - головоломных, как изменение границ округов, и спорных, как плата учителям за профессиональные качества, - постепенно сворачивается по мере того, как губернатор сгибается под грузом собственных ошибок и давлением все более смелой оппозиции.
Он уже отказался от идеи приватизировать пенсионную систему штата, равно как и от обещаний значительно сократить бюрократию в Сакраменто. Теперь он, похоже, думает от отказе от плана платить за профессионализм. А после непродуманных высказываний, обозливших иммигрантов и медсестер, рейтинг губернатора Шварценеггера упал до самой низкой отметки.
Понятно, что проблемы Шварценеггера являются частью синусоиды обучения, поскольку герой боевиков, ставший губернатором Калифорнии, учится тому, что сослужило хорошую службу Белому дому при Буше: четкой организации и жесткой дисциплине. Однако неспособность Шварценеггера переиграть непопулярное законодательное собрание является предметным уроком американской политики XXI века: политический аутсайдер не может только импровизировать, он должен еще и анализировать.
Многие эксперты сходятся в том, что Шварценеггер зашел слишком далеко в своем стремлении преобразовать Калифорнию, полагаясь в проведении в жизнь своих планов на имидж и инерцию, а не на тонкий политический расчет. Теперь он должен найти способ работы с законодательным собранием, которое он часто высмеивал, сохранив при этом лицо, иначе он рискует погрузиться в болото политических нововведений.
"Пришло время перегруппировки сил, - говорит Джек Питни, политолог из Колледжа Маккенны. - Реальность такова, что он не сможет выполнить все, что наметил в начале года".
Масштабы реформ, объявленных им в январском обращении к населению штаты, поражали своей амбициозностью. Шварценеггер угрожал наиболее влиятельным политическим силам штата, предлагая изменение границ избирательных округов, приватизацию пенсионных фондов, плату за профессионализм и ограничение расходов. Помимо этого, он пообещал ликвидировать 88 советов и комиссий по бюджетным накоплениям.
Нынешнему году предстояло стать проверкой политических способностей губернатора. На протяжении первого года губернаторства Шварценеггер добивался успехов, концентрируясь на какой-то одной проблеме. Теперь кажется, что он слишком разбрасывается.
Хотя каждая из проблем является жизненно важной для штата и его благополучия, ни одна из них не вызывает у избирателей большого интереса. Но любая из них возбуждает влиятельную и хорошо финансируемую оппозицию, от профсоюза учителей Калифорнии до полицейских, волнующихся за свои пенсии. Когда профсоюзы сошлись на том, что предложенная Шварценеггером пенсионная реформа уменьшит пособия в случае смерти или инвалидности, возмущение полицейских и пожарных заставило Шварценеггера отказаться от своих планов.
Кроме того, своими необдуманными высказываниями он наделал себе врагов. В конце прошлого года он назвал группу медсестер, протестующих против уменьшения норм количества больных на одну сестру, выразительницами "личных интересов", не любящими его за то, что он "всегда давал им пинка под зад". Это стало причиной направленной против него кампании, отголоски которой звучат в эфире до сих пор. На прошлой неделе он заявил, что федеральное правительство должно "закрыть границы Калифорнии и всей Америки с Мексикой". В штате, где велико количество иммигрантов, это не могло ему не повредить.
Причиной его нынешних затруднений является "плохо продуманное стремление баллотироваться", считает Тони Куинн, один из редакторов "белой книги" Калифорнии. "Политический курс определяется политической программой, а не наоборот".
По его мнению, проблема с пенсионной реформой заключается в том, что инициатива была плохо сформулирована, так как писалась в спешке. Кроме того, торопясь с инициативой, чтобы включить ее в предстоящий осенью референдум, для чего требуется собрать 600 тыс. подписей, администрация проигнорировала основополагающие политические правила, например, обеспечение поддержки.
"Пожарные, полиция и сотрудники университета были против реформы, - говорит Куинн. - Администрация должна была сначала поговорить с ними".
Стремление Шварценеггера укротить бюрократию тоже было воспринято неоднозначно, и губернатор отказался от этого плана в феврале. Что касается платы за профессионализм, то в настоящее время губернатор поддерживает компромиссный план, предусматривающий выплату премий учителям, работающим в слабых школах, и это наводит на мысль о том, что он откажется и от этой инициативы.
Результатом может стать референдум всего по двум вопросам: изменению границ округов и ограничению расходов. Возможно, он станет прологом к дальнейшему отступлению, поскольку Шварценеггер последовательно отходит от жесткой риторики.
В любом случае, считают аналитики, Шварценеггер должен извлечь политические уроки и применить их в ходе принятия бюджета и в последующие годы своего срока. "Он достиг рубежа, - говорит Ларри Герстон, политолог из Университета Сан-Хосе. - Если он будет сотрудничать с законодательным собранием, есть все основания думать, что он может добиться своего, но, если он и дальше будет ссориться с людьми, ему предстоят тяжелые полтора года".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях