Ha'aretz | 28 апреля 2005 г.
Еврейский мир и российский парадокс
Эльяху Зальпетер
Визит Путина в Израиль проходит в атмосфере противоречивых тенденций в жизни российских евреев: появляется все больше сообщений об антисемитских инцидентах (сам Путин публично осудил эти проявления), а также о том, что значительное число людей, которые эмигрировали в Израиль из Советского Союза, стали возвращаться назад, в Россию. При этом многие из вернувшихся сохраняют свое израильское гражданство и израильские паспорта.
Кроме того, в Москве в ближайшие недели будет вынесен приговор Михаилу Ходорковскому, основателю и крупнейшему акционеру нефтяной компании ЮКОС. Правозащитные организации называют суд над Ходорковским политическим процессом, но многие евреи считают, что в деле есть и антисемитский подтекст.
На территории России и СНГ действуют две национальные еврейские организации: Федерация еврейских общин, которую контролирует движение "Хабад" и поддерживает Путин, и Российский еврейский конгресс, который постепенно теряет свою независимость и на который Путин также оказывает влияние. Российский еврейский конгресс связан со Всемирным еврейским конгрессом, штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке. Федерацией еврейских общин руководит раввин Берл Лазар, которого Путин продвинул на должность (второго) главного раввина России.
Генеральный секретарь Евро-Азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) Михаил Членов недавно заявил: "Идеологическая ситуация в России продолжает вызывать большое беспокойство. Еврейские и правозащитные организации говорят о том, что у правительства не заметно стремления предотвратить распространение расистской и антисемитской ненависти: До сегодняшнего дня правительство принимает меры только против экстремистов левого толка, а правым экстремистам позволяется свободно вести свою деятельность".
Опрос общественного мнения, результаты которого были опубликованы Всемирным еврейским конгрессом, показал, что российский антисемитизм имеет корни в традиционных религиозных и националистических взглядах, называющих евреев "иноверцами" в России и "убийцами Христа". Опрос показал, что распространено мнение о том, что евреи несут ответственность за коммунистическое прошлое России и миллионы погибших при советском режиме. С другой стороны, коммунистические экстремисты обвиняют евреев в крахе коммунизма и советской системы. Именно компартия в России сегодня является одним из лидеров антисемитских настроений, показал опрос.
Самыми известными проявлениями последней волны антисемитизма, кроме актов насилия, стали две петиции, которые циркулировали в кругах политических и культурных деятелей, призывая к запрещению еврейских организаций в России. Петиции подписали сотни человек. В этих петициях евреи называются "врагами (русской) нации и общества" и "бесчеловечными антихристианами, готовыми совершать ритуальные убийства".
Расизм игнорируют
Путин публично осудил эти петиции. Путин также сказал, что, когда он назвал высказывания украинского президента Виктора Ющенко "сионистскими, антироссийскими", он оговорился, а на самом деле он хотел сказать "антисемитские, антироссийские". Между тем недавно Путин повторил свое утверждение о том, что "сионизм" сыграл свою роль в украинских выборах "во вред России".
Две недели назад был опубликован доклад Московского бюро по правам человека, правозащитной организации, которую финансирует Евросоюз и которая фиксирует проявления ксенофобии и антисемитизма в России. В докладе говорилось о том, что "правительство ненадлежащим образом боролось с преступлениями расистов".
В докладе названа цифра в 30 убийств, которые имели под собой национальную подоплеку. Но реальное количество таких убийств могло быть больше, так как власти часто не называют расизм мотивом таких преступлений. В прошлом году произошло 124 антисемитских инцидента. Опрос общественного мнения, который проводился в прошлом году, показал, что 42% россиян считают, что необходимо "уменьшить влияние евреев" в правительственных структурах, политике, бизнесе, судебной системе, образовательных и культурных учреждениях.
Московское бюро по правам человека сообщает в своем докладе о том, что в первом квартале 2005 года количество антисемитских инцидентов в России резко возросло. Их в 2005 году уже произошло столько, сколько было в течение всего 2004 года. "Самым опасным городом для евреев является Москва", где в прошлом году произошло 27 антисемитских инцидентов.
Подстрекательства против евреев вынудили раввина Берл Лазара и нового президента Российского еврейского конгресса Владимира Слуцкера потребовать от Путина и генерального прокурора Владимира Устинова отреагировать на антисемитские проявления. Газета "Коммерсант" в статье под заголовком "Евреи стали частыми посетителями у прокурора" описали встречу этих еврейских лидеров с Устиновым. Но и Лазар, и Слуцкер, бизнесмен и депутат парламента, находятся в окружении Путина и не станут сильно критиковать правительство.
Любопытной чертой последней волны антисемитизма в России является использование антисемитских аналогий в статьях российской прессы, в которых осуждается чеченский терроризм. Автор статьи, которая была опубликована в московском литературном журнале, американский профессор Анна Бродски пишет о том, что газеты и журналы описывают чеченцев языком, позаимствованным из "Протоколов Сионских мудрецов": невероятно богатыми людьми, которые контролируют экономику и ущемляют христианство. Недавно было также написано о том, что чеченцы убивают русских с целью использовать их кровь в религиозных ритуалах. Такие утверждения нужно рассматривать в широком контексте, у которого есть и положительные, и отрицательные аспекты.
С одной стороны, российский антисемитизм имеет большую историю от царских до советских времен, от лозунгов "Бей жидов, спасай Россию" до сталинского "дела врачей". Православная церковь и в прошлом, и сейчас играла значительную роль в пропаганде антисемитизма. Антисемитизм также является важной причиной ксенофобской ненависти к азиатам и африканцам, которые часто становятся жертвами российских скинхедов. Распространению ксенофобии способствовало чувство унижения, которое возникло после распада Российской империи и Советского Союза.
Представительства Израиля
С другой стороны, борьба против чеченского терроризма побудила к сотрудничеству с израильскими силами безопасности, одновременно сдерживая критику Москвы по отношению к действиям Израиля против палестинских террористов. И что еще важнее: крах коммунизма открыл путь для эмиграции в Израиль более чем одному миллиону евреев бывшего Советского Союза. Произошел расцвет синагог и еврейских школ, во многом при поддержке "Хабад", и возрождение еврейской культуры. Президент Путин часто публично осуждает антисемитизм, а также сделал особый жест - посетил синагогу, где участвовал в церемонии зажжения свечей.
Судя по всему, возрождение антисемитизма не пугает российских евреев. Значительное число евреев из бывшего Советского Союза (по некоторым оценкам, до 100 тысяч человек) вернулись в Россию и на Украину. Но большинство из них продолжают сохранять за собой израильское гражданство. Они считают себя людьми, которые временно уехали из Израиля, и даже создают "представительства Израиля" в крупнейших российских городах. Многие работают в еврейских организациях, преподают в еврейских школах и играют важную роль в новых синагогах.
Эмигранты говорят, что они уехали из Израиля из-за финансовых проблем, а также потому, что чувствовали себя в Израиле людьми второго сорта. Но "в Израиле они научились не бояться" быть евреями, говорят служители синагог. В России есть еврейские школы, в которых треть или даже больше учеников вернулись из Израиля. Они говорят на иврите и поощряют других учеников делать то же.
Таким образом, возникла парадоксальная ситуация: евреи возвращаются, невзирая на антисемитизм, и эмигранты из Израиля становятся движущей силой в возрождении культурной жизни российских евреев.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях