The New York Times | 28 апреля 2008 г.
Кремль вместе с россиянами бдительно следит за ценами
Майкл Швириц
В пятницу Тамара Никольская, сгибаясь под тяжестью пластиковых пакетов, бегала по открытому рынку "Энтузиаст" на востоке Москвы. Ей нужно было докупить последние мелочи к православной Пасхе.
"Да, цены растут", - сказала она, рассматривая хлеб на одном из многих разукрашенных к пасхальному ажиотажу прилавков.
Чиновники в правительстве тоже с опаской поглядывают на ценники. Хотя в большинстве случаев Кремль ограждает себя от критики со стороны народа, к тому эффекту, который может оказать на россиян рост цен на продукты, там относятся весьма щепетильно - ведь Россия начинает поддаваться общемировому тренду, а в некоторых странах голодные граждане уже выходят на улицы.
В прошлом году инфляция в России достигла 12%, и, опасаясь народного недовольства накануне прошедших выборов, правительство ввело экспортную пошлину, а цены на некоторые товары первой необходимости были заморожены.
Но сейчас партия президента Владимира Путина полностью контролирует парламент, избранный им наследник, Дмитрий Медведев, готовится в следующем месяце занять президентское кресло, - так что в правительстве решили некоторые из этих мер отменить. И все же очевидно, что нового скачка цен на продовольствие, который может поколебать прежде незыблемую популярность Кремля, здесь боятся.
С 1 января текущего года цены на продукты выросли на 6%, а некоторые экономисты предупреждают, что к концу года инфляция может достигнуть 13%. С учетом этих данных, утверждают эксперты, можно утверждать, что беспокойство в рядах правительственных чиновников нарастает.
Проблема инфляции привела к расколу между двумя правительственными экономистами-тяжеловесами, а в России такое случается нечасто. В Кремле стараются выработать такую экономическую политику, которая позволила бы одновременно и сохранить благоприятную динамику в этой сфере, и избежать волчьих ям быстрого экономического роста, в одну из которых угодила Америка (сейчас там бушует ипотечный кризис).
Министр финансов Алексей Кудрин, известный своими консервативными взглядами, для недопущения перегрева экономики призвал резко сократить государственные расходы. Такой шаг может вызвать недовольство в народе и (в краткосрочной перспективе) ударить по национальным производителям, но он, по словам Кудрина, позволит обуздать инфляцию.
Однако снижение госрасходов снизит и впечатляющие показатели экономического роста России - а этого, как считает министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина, лучше было бы избегать. За прошлый год экономика выросла почти на 8% - это лучшие показатели за все время президентства Путина.
Набиуллина высказалась за сохранение повышенных ассигнований на транспорт, энергетику и другие элементы инфраструктуры, чтобы таким образом обеспечить дальнейший рост экономики. В этом ее поддерживает президент Путин, который вскоре после инаугурации Медведева (7 мая) станет премьер-министром.
Хотя многие аналитики не уверены в эффективности таких ассигнований, мало кто из них считает нынешние экономические затруднения катастрофой.
"В сравнении с другими кризисами, через которые пришлось пройти России, эта проблема весьма малозначительна", - считает Рональд Нэш, руководитель аналитического управления московской инвестиционной группы "Ренессанс Капитал".
По совокупности всех плюсов и минусов высокие цены на сырье - это благо для России, поскольку ее экономика зиждется на экспорте, тем более что у всех, кроме представителей самых бедных слоев населения, по мере роста цен повышается и зарплата, говорит Нэш.
"Не думаю, что в магазинах появятся очереди за хлебом, - сказал он. - Этот урок Россия давным-давно прошла".
Реальный доход россиян за последние два года вырос на 25%, а количество людей, живущих за чертой бедности, сократилось на 23%, заявила в пятницу на пресс-конференции министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова. Впрочем, если в доходы и постоянные издержки (например, на коммунальные услуги) внести поправку на инфляцию, то половина из этих завоеваний сходит на нет. По данным Госстата, реальный доход после уплаты постоянных издержек с февраля минувшего года по февраль текущего вырос на 10,6%.
Тем не менее, Никольская, как и большинство из тех, кто в пятницу бегал по рынку, не очень обеспокоены ростом цен, хотя некоторые российские СМИ пророчат нехватку продовольствия, карточную систему и очереди за хлебом в советском стиле.
"Пока все хорошо, - говорит пожилая москвичка Никольская. - Я уже купила куличи, яйца покрасила". Она имеет в виду традиционный пасхальный кекс, цена на который, как мне рассказали в одной известной московской булочной, за год выросла на 10-20%.
Показатель потребительского доверия находится на высоком уровне, и панические настроения на сегодняшний день отсутствуют. Тем не менее, судя по результатам недавно проведенного опроса, две трети населения считают рост цен основной проблемой, за которую должен взяться после вступления в должность Медведев.
Многие москвичи время от времени могут раскошелиться на праздничный кулич, а то и на новую машину. По-другому обстоят дела за пределами столицы. Если в Москве, по данным Госстата, среднемесячная заработная плата к январю достигла примерно 1300 долларов, то там, откуда не видно сверкающих на солнце московских высоток, некоторые получают 250 долларов в месяц. Впрочем, и цены на товары первой необходимости здесь, как правило, ниже, чем в столице.
Труднее всего, как водится, пенсионерам.
"Раньше я много чего могла себе позволить и на рынок ходила часто", - говорит Татьяна Иванова, пенсионерка с редкой шевелюрой лилового цвета, которая тоже отправилась за покупками на рынок "Энтузиаст".
"Пенсионерам тяжело, - говорит она, - потому что нам едва хватает на жизнь".
Мария Липман из Московского центра Карнеги полагает, что, хотя сообщений о голодных бунтах пока не поступало, Кремлю необходимо срочно принять меры по ограничению инфляции, иначе Медведев рискует лишиться поддержки россиян, привыкших к стабильному экономическому росту и регулярным повышениям зарплаты, которые принесли такую популярность Путину.
"Если митинги в защиту прав человека мало кого интересуют, - если они вообще кого-то интересуют, - то когда речь заходит об экономическом благосостоянии, за народом не заржавеет", - сказала она.
Также по теме:
Опасное развитие российской экономики (Handelsblatt)
Россия: выход из инфляционной спирали (Die Presse)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях