Tageszeitung | 28 апреля 2008 г.
Дорогостоящий переезд Алеши
Райнхард Вольф
Через год после вызвавшего много споров переноса памятника советскому воину Таллин назвал сумму, в которую обошлась российская реакция, - полмиллиона евро
Переезд Алеши обошелся в копеечку. Перенос двухметрового "бронзового солдата" с его традиционного места в эстонской столице привел год назад не только к продолжительным беспорядкам, в результате которых один человек погиб и многие пострадали. Решение перенести памятник советскому воину имело и далеко идущие последствия. По заявлениям таллинских властей, перенос памятника обошелся казне в 450 млн евро.
Россия никогда официально не проводила никаких ответных акций в отношении Эстонии и никогда не призывала к бойкоту эстонских товаров. Но подвергнутый Москвой острой критике акт "вандализма" имеет ощутимые экономические последствия. Многие грузы начиная с мая 2007 года идут в обход таллинского порта. В общей сложности убытки порта Таллина составили 13% от общих доходов с оказания услуг по транспортировке. На танкерах доставляется на 16% меньше российской нефти, грузы с сибирским углем вообще перестали приходить. Зато Литва может довольно потирать руки: порт Клайпеда увеличил транзит из России и в Россию с прошлого года вдвое.
И эстонская туриндустрия зафиксировала за прошлый год снижение потока туристов из России на 18%. А продукция таких концернов по производству молочных продуктов, как Valio Eesti, сначала совсем исчезла с прилавков российских магазинов. Сумма в 450 млн евро, подсчитанная Таллином, возможно, несколько завышена. Поскольку она не учитывает того, что Россия для внешней торговли стала все чаще использовать свои собственные, лучше приспособленные порты, а число российских туристов, выезжающих на отдых в Эстонию, сократилось само по себе. При этом в политическую концепцию эстонского правительства вписываются попытки свалить вину за часть нынешнего конъюнктурного спада на реакцию Москвы по случаю переноса памятника.
Но тот факт, что Эстонии пришлось дорого заплатить за свое решение, подтверждает и Наколай Петров из Carnegie Endowment for International Peace в Москве в беседе с International Herald Tribune: "В результате конфликта между двумя соседними государствами со столь различным экономическим потенциалом в проигрыше всегда останется то из них, что меньше".
Позитивными последствиями прошлогодних событий для Эстонии станет то, что НАТО намерено превратить Таллин в центр борьбы с атаками хакеров. По мнению Андреса Казекампа, директора эстонского внешнеполитического института, Эстония может подвести положительные итоги и в политическом плане: единую позицию стран ЕС против России, к которой присоединилась и Эстония, следует расценивать как веху.
Нынешнее развитие политических отношений между Таллином и Москвой идет в верном направлении, подчеркнул на прошлой неделе министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт. Пока что рано говорить о "дружественных" отношениях, но наметилось "существенное улучшение", ведется работа над различными совместными соглашениями. Основной причиной продолжительных разногласий Паэт считает различия в оценках ситуации между официальными властями и российским меньшинством в Эстонии.
Конец этой недели ожидался в Таллине с некоторой напряженностью в связи с годовщиной "бронзовой ночи". По всей видимости для того, чтобы осложнить проведение демонстраций протеста именно 26 и 27 апреля, практически на всех центральных площадях Таллина было заявлено проведение мероприятий, посвященных вопросам утилизации отходов и информации по здравоохранению, которые были одобрены полицией. Именно с указанием на проведение этих мероприятий были блокированы заявки на проведение политических демонстраций.
Также по теме:
В советском памятнике воплощен эстонский герой? (Le Monde)
"Алеша" и груз истории (Handelsblatt)
Эстония и РФ: конфликт из-за обид и комплексов (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях