El Pais | 28 апреля 2015 г.
Геноцид армян: 100 лет безнаказанности
Бальтасар Гарсон
Когда Рафаэль Лемкин ввел термин "геноцид", он думал именно о зверствах, совершенных в отношении армян под управлением Мехмеда Талаат-Паши, министра внутренних дел Османской империи, утверждает в своей статье в El Pais известный испанский юрист Бальтасар Гарсон.
Правда, в 1920 году военный трибунал в Константинополе заочно вынес приговор Талаат-Паше, Энвер-Паше и Джемаль-Паше за замысел, организацию и осуществление массовых убийств армян. Но все трое скрылись от правосудия, сбежав за границу, пишет автор. [Вскоре Талаат-Паша и Джемаль-Паша были убиты армянами в рамках операции "Немезис" по уничтожению виновников геноцида. - Прим. ред.]
"Впоследствии зверства, совершенные в отношении евреев при нацистском режиме, вновь обнажили необходимость квалифицировать как преступление против прав человека (delicta iuris gentium) такое опасное для международного сообщества деяние, когда виновники стремятся не только нанести ущерб физическому лицу, но и уничтожить коллектив, к которому это лицо принадлежит. Именно это и произошло в Анатолии, на нынешней территории Турции", - говорится в статье.
Сегодня, спустя 100 лет с начала бойни, Турция продолжает отрицать, что имел место геноцид. Гарсон отмечает, что это не только официальная позиция властей, но и поразительная убежденность почти всех граждан Турции в том, что имела место всего лишь "катастрофа".
Родственники жертв и все человечество имеют право на то, чтобы факты были признаны. "Эти факты отражают самые темные стороны человеческой натуры, и предотвратить их повторение можно лишь благодаря памяти и возмещению ущерба", - пишет автор.
В 1913 году появилось националистическое движение "Единение и прогресс" с девизом "Анатолия для турок". "В 1914 году, когда на территорию Османской империи вступила армия, в составе которой было 120 тыс. русских и 5 тыс. армян, армяне превратились во "врагов нации" и "козла отпущения" для турок после упадка и поражения их империи", - говорится в статье.
24 апреля 1915 года оттоманские силы казнили интеллектуальную верхушку армян. Затем правительство по закону получило санкции на арест и депортацию армян целыми деревнями.
Власти употребляли официальный термин "изгнание", но на практике это было истребление, пишет автор. Тех немногих, кто выжил в пути, бросили в пустыне Дейр-эз-Зор.
Вдобавок тайная ветвь "Единения и прогресса" создала "эскадроны смерти", которые избивали армян на марше или на привалах.
Изнасилования женщин, в том числе девочек и старух, были одним из главных элементов геноцида.
"Правда, новое турецкое государство, учрежденное в 1923 году, радикально дистанцируется от "Единения и прогресса", но оно тратит много сил и денег на отстаивание позиции, что эти преступления были совершены в период войны и не были актом геноцида", - отмечает автор. Но, на его взгляд, воспоминания, на которые опирается Турция, во многом сконструированы искусственно, сфабрикованы и подвергнуты манипуляциям. "Турция должна признать геноцид. Это пойдет на пользу не только жертвам, но и дальнейшему существованию самой Турции и всего человечества", - пишет автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях