Tageszeitung | 28 августа 2003 г.
Выжженная страна лжи
Ашвин Раман
До сегодняшнего дня большинство журналистов получает информацию о положении в Ираке от американских военных. Однако им следовало бы самим поискать правдивую информацию.
Они называют себя журналистами, но ведут себя как солдаты. Облаченные в бронежилеты, шлемы и защитные очки, они играют в Роммеля и Монтгомери, словно в дешевом голливудском кино. Тысячи евро были потрачены на противогазы, амуницию и организацию курсов по выживанию, чтобы подготовить журналистов для американской пропагандистской войны в Ираке.
Теперь военное противостояние закончилось, но журналисты ведут себя по-прежнему. Оно и понятно: положение в Ираке нестабильно, и, как показывают события последних дней, журналисты или функционеры из ООН не могут быть уверены в своей безопасности. Тем не менее с определенной долей осторожности и при разумном поведении все равно можно давать правдивую информацию.
Однако многим репортерам удобнее делать это, не отлучаясь из Багдада. Каждое утро - посещение американского военного пресс-центра Public Affairs Office и один и тот же вопрос: "Как дела?" Ответ всегда практически один и то же: "Сохранившими верность Саддаму членами партии "Баас" совершено нападение на американский конвой, убит один американский военнослужащий, несколько человек получили ранения. Но мы все держим под контролем".
Только 23 июля журналистам было сообщено нечто сенсационное. Отряд спецназа атаковал здание в Мосуле. В бою были убиты сыновья Саддама Удей и Кусей. Сначала говорилось, что братьев выдал их "близкий родственник".
Несколькими днями позже было сказано, что речь шла о двоюродном брате Саддама, Марване Зейдане, в доме которого были убиты братья. В награду за их головы он должен был получить 30 млн долларов и документы на новое имя для жительства в США. Такова история в изложении американцев, и так она подавалась общественности. Но если бы журналисты попробовали получить информацию в Мосуле, она была бы иной.
Мосул не является типичным иракским городом. В отличие от других городов, где различные религиозные и этнические группы проживают в разных кварталах, в Мосуле сунниты, шииты, арабы и курды живут бок о бок друг с другом. Особенно часто дома богатых суннитов и курдов стоят рядом в городском районе Эль-Фалла. Марван Зейдан, одна из самых богатых и известных личностей в Мосуле, имеет здесь виллу и соседей-курдов, членов Патриотического союза Курдистана (ПСК). Мои розыски дали следующий результат: не Зейдан, а его соседи-курды проинформировали американцев о пребывании у него на вилле сыновей Саддама.
Как сообщают свидетели, американский спецназ в сопровождении отряда курдских военных захватил Зейдана, его жену и их 19-летнего сына и атаковал виллу. Бой с использованием ракет и боевых вертолетов продолжался более четырех часов. Были обнаружены трупы сыновей Саддама, одного его внука и одного телохранителя. Это версия, которую подлинной считают жители Мосула; так говорят очевидцы, принадлежащие к различным этническим группам.
Иракский журналист Хайдер Халед рассказывал: "Это не мог быть Зейдан. После такой измены ни он, ни его семья не остались бы в живых, иракцы бы им отомстили. Изменять родине плохо в любом случае, но сотрудничать с американцами - это еще хуже".
В настоящее время иракцы регулярно казнят своих земляков, которые сотрудничали с американскими военными. Например, в конце июля в деревне Тилуджа Ахмед Кидвай казнил своего старшего сына Кербаля, поскольку на основании полученных от него данных 82-я военно-воздушная дивизия устроила в деревне облаву. В результате было убито четыре местных жителя, еще 400 - арестовано. Кербаль должен был опознать среди арестованных террористов. Несмотря на маскировку, жители деревни его узнали. Они поставили отца Кербаля перед выбором: либо он казнит своего собственного сына, либо будут убиты все члены его семьи. Американцы умолчали о происшествии и отказали семье в какой-либо помощи.
В этой истории нет ничего удивительного, так как для американцев каждый иракец - это террорист, и если одним террористом становится меньше, это всегда им на руку. Это просто сюрреализм, когда солдат говорит в работающую камеру: "Мы убиваем этих нелюдей: Мы преследуем этих сукиных сыновей и расстреливаем их". В его словах нельзя не услышать паники и разочарования, что, возможно, объясняется тем, что с 1 мая 2003 года, то есть с момента объявления президентом Бушем окончания войны, в Ираке погибло 57 американских военных - по официальным данным.
Эта цифра постоянно гуляет по всем средствам массовой информации. Но техника подсчета дает Пентагону возможность скрывать истинные потери: в его статистике фигурируют только те военные, которые пали в бою. Другие причины смерти, например самоубийства, не учитываются. Впрочем, достоверные данные - не тайна, с ними можно ознакомиться в интернете на сайте Iraq Coalition Casualty Count.
Там говорится, что с момента окончания войны погибло 117 американских военных. Всего в этой войне погибло 166 американцев, это на 19 человек больше, чем в последней войне в Персидском заливе. Однако если к этому числу приплюсовать смерти в авариях и в результате самоубийств, то, по данным на вчерашний день, общее число возрастет до 280.
Данными о раненых элементарно манипулируют. Пентагон говорит о 827 раненых с начала войны. А штаб-квартира армии США в Катаре приводит данные о 926 раненых. Если верить подполковнику Алену Делане, офицеру, ответственному за прием раненых на военно-воздушной базе "Эндрюс" в США, то официальные данные весьма далеки от реальности.
"По соображениям безопасности я не могу назвать вам точных данных. Но я могу подтвердить, что нами была оказана помощь более чем четырем тысячам солдат. Если же к ним присовокупить тех раненых, которых мы из-за недостатка мест переправили в медицинские центры "Рид" и "Бетседа", их общее число достигло бы примерно восьми тысяч", - говорит Делане. Если бы были обнародованы истинные данные о числе убитых и раненых, моральный дух в армии был бы еще хуже, чем сейчас.
А что известно общественности о 248 убитых и восьми тысячах раненых?
То, что в Америке Буша большая часть средств массовой информации капитулировала и боится говорить правду, это печальная реальность. Одна ошибка при публикации речи Рамсфельда - и ты уже на улице. Почему же, однако, большинство журналистов этой страны с их неограниченными возможностями и ресурсами не решаются по-другому освещать положение в Ираке, непонятно.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях