Yomiuri | 28 августа 2003 г.
Буддийская мандала поможет восстановить в Японии благоденствие, процветание и мир
Редакция
Копия наиболее почитаемой буддистами Японии мандалы (символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. - Прим. Inopressa), выписанной по образцу, привезенному из танского Китая основателем школы Сингон Kукаем (774-835 гг.), будет создана монахами храма Конгобудзи. Работы по изготовлению копии будут вестись в течение 10 лет. Монахи убеждены, что создание копии знаменитой мандалы должно обеспечить Японии благоденствие и мир, а также способствовать успешному преодолению экономического кризиса.
Кукай (Кобо Дайси) был основателем школы Сингон, одной из старейших школ японского буддизма. Конгобудзи, главный храм школы Сингон, расположен на горе Коясан (префектура Вакаяма).
Maндала была первым графическим изображением, появившимся в буддийской традиции. Согласно учению школы Сингон, мандала является символической диаграммой, отображающей основы буддийской веры. Созерцание мандалы приводит человека к духовному пробуждению и непосредственно соединяет его с Буддой Вайрочаной, или Космическим Буддой, который воплощает истину мироздания.
В проекте по созданию копии священной мандалы примут участие и монахи храма Эйхэйдзи (префектура Фукуи) - главного храма школы дзэн-буддизма Сото.
Изучая эзотерический буддизм, Кукай в своих трудах стремился раскрыть людям истину мироздания. Сейчас эта ветвь буддизма находится в центре всеобщего внимания, поскольку в 2016 г. храм Koнгобудзи готовится отмечать 1200-ю годовщину со дня своего основания. В ближайшее время храм Конгобудзи будет включен ЮНЕСКО в список памятников всемирного культурного наследия.
Священная мандала храма Конгобудзи состоит из двух частей, изображающих два мира буддийской космогонии - мир Конгокай ("Алмазный мир") и мир Тайдзокай ("Сокрытый мир"). Каждая часть мандалы имеет размер 4,27 на 3,94 м и выписана на семи кусках шелка.
Как свидетельствуют документы, мандала была выписана для храмового зала Кондо, построенного после пожара в 1149 г.
В произведении "Хэйкэ-моногатари", рассказывающем об истории возвышения и падения княжеского клана Хэйкэ, говорится о том, что эта работа была выполнена художником Дзёмо и другими живописцами.
Taйра-но Киёмори (1118-1181 гг.), глава клана, который внес большой вклад в восстановление зданий храмового комплекса, даже дал свою кровь для того, чтобы добавить ее в краску, которой расписывалась корона Будды Вайрочаны, пребывающем в мире Тайдзокай. Поэтому за мандалой закрепилось название "Ти-мандара" ("Кровавая мандала").
Со временем некоторые участки мандалы были повреждены и изображение на них почти исчезло. Поэтому монахи храма Конгобудзи решили создать копию мандалы и пропагандировать в современном обществе ту идею, которая на ней отображается.
В проекте по созданию копии святыни примет активное участие и Toppan Printing Co. - ведущая токийская полиграфическая фирма, известная своей высокой технологией, применяемой при восстановлении произведений изобразительного искусства и воспроизведении репродукций.
Обе части мандалы будут помещены в запасник музея Коясан Рэйкохан. Каждый фрагмент мандалы будет сфотографирован при помощи цифровой камеры и технологии телевидения высокой четкости. Новая технология фотографии позволит обнаружить не выявленные до настоящего времени фрагменты изображения.
Каталог новых снимков, демонстрирующих результаты экспертизы мандалы, будет издан в конце этого года.
Затем мандала будет просвечена флуоресцентным рентгеном и ультрафиолетовыми лучами. Вся полученная информация будет заноситься в компьютер. Кроме того, будет проведена экспертиза, которая позволит установить до мельчайших деталей все условия, в которых создавалась мандала, включая место, время, условия освещения и другие факторы. Вся эта информация будет использоваться при создании новой копии.
Будут изучены и воспроизведены цвета и состав красок, использованных для написания мандалы. Нижние слои краски, которые не могут быть видны невооруженным глазом снаружи, тоже будут тщательно исследованы.
После того как экспертиза изображения будет завершена, начнутся работы по изготовлению ткани для холста. Холст будет иметь такие же размеры, как и оригинал и будет изготовлен из шелка, произведенного в Китае в районе Шелкового Пути, откуда, как считают специалисты, был привезен материал для оригинала.
Краски для копии тоже будут изготовлены по старинной технологии из природных минералов.
Кроме того, в образовательном центре Коясан Дайси при помощи компьютерной графики будет создана репродукция мандалы с названием "Мандала высоких технологий". Красные, зеленые и синие огни будут высвечивать изображение мандалы, проходя через трехслойный стеклянный экран, что создает эффект трехмерного изображения. Свечение мандалы будет сопровождаться музыкой на темы Кукая, сочиненной Китаро, мастером игры на синтезаторе.
"Мандала высоких технологий" будет открыто демонстрироваться на большом дисплее, установленном на горе Коясан. Это изображение должно призывать к миру всех людей доброй воли, независимо от их религиозной принадлежности.
В рамках комплексной программы в следующем году в Токио и Осаке будет проведен форум, посвященный исследованиям роли мандалы в различных аспектах философии и культуры буддизма.
Не менее значительными событиями станут концерт, на котором монахи Коясан продемонстрируют искусство сакрального пения "сёмо", а также большая выставка художественных произведений, иллюстрирующих культурное и историческое наследие эзотерического буддизма.
Руководство проектом осуществляет оргкомитет, который возглавляет Сёдо Хабукава, генеральный директор и генеральный секретарь Миссии Сингон-Коясан.
При оргкомитете создана и группа поддержки, в которую войдут представители общественных организаций. Основная деятельность группы поддержки будет направлена на защиту окружающей среды и исторического наследия горы Коясан, а также на миротворческие акции.
"Я думаю, что наш проект сможет точно представить широким массам философию и культуру мандалы, которая прежде всего является наглядным выражением человеческого сознания, - говорит Хабукава. - Цель проекта заключается в том, чтобы восстановить изначальный смысл и назначение мандалы. Правильное понимание и следование философии мандалы обеспечит мир и процветание во всем мире".
Хабукава говорит, что философия мандалы раскрывает абсолютную ценность человеческой жизни, поскольку человеческое существование тождественно самому миру. "Maндала делает мир Будды видимым", - добавляет он.
Когда-то считалось, что мир Будды невозможно отобразить в художественной форме, но изображение мандалы и учение, которое Кукай привез из Китая, настолько поразили и затронули сердца людей, что Кукаю после его смерти было присвоено почетное имя Кобо Дайси.
"Mандала оказала огромное влияние на дальнейшее развитие японского буддизма, - продолжает Хабукава. - Однако со временем мандалы, которые должны символизировать Вселенную, были упрощены, уменьшены в размере и превратились в заурядные объекты культа. Их цвета померкли, они потеряли изначальную форму и перестали привлекать внимание людей. Восстанавливая изначальные цвета мандалы, мы стремится восстановить и духовное предназначение этого объекта".
Хабукава также заявил о том, что воссоздание мандалы направлено на преодоление общего кризиса нации, последствием которого стал небывалый рост преступности, наблюдаемый в Японии в последнее время.
"В людях превалирует эгоистическое мышление, - говорит он. - Человек стал неуравновешенным, поскольку лишился духовной подпитки. Сегодня он нуждается в духовном лечении, без которого его оздоровление не наступит".
"Если мы проникнемся гармонией сосуществования всех объектов мироздания, как это отображено в мандале, мы сможем понять и оценить важность жизни даже тогда, когда наблюдаем за летящей бабочкой или рыбой, плавающей в водоеме. Сострадание к ближнему - главная потребность нашей жизни".
"Я искренне надеюсь, что, когда люди увидят воссозданную нами мандалу, они будут испытывать те же чувства, которые возникали у людей, созерцавших первые мандалы. Я также надеюсь, что это заставит их почувствовать и раскрыть щедрость своей души", - добавил в заключение Хабукава.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях