The New York Times | 28 августа 2009 г.
Когда вор обокрал вора
Марк Медиш
Грядущий визит Путина в Польшу может стать крупным шагом к смягчению трений, вновь возникших из-за тяжелой истории Европы, утверждает в своей статье для The New York Times Марк Медиш, приглашенный исследователь Carnegie Endowment for International Peace. 1 сентября российский премьер будет присутствовать в Гданьске на церемониях по случаю 70-летия начала Второй мировой войны.
"История о том, как Европа погрузилась в безумие Второй мировой войны, - это долгая сага о лавировании и взаимном обмане крупных держав: как диктатур, так и демократических стран", - пишет Медиш. Одной из бесчестных вех на пути к войне стал пакт о ненападении Молотова-Риббентропа, который предопределил судьбу Польши, став гарантией нейтралитета СССР. Согласно секретным протоколам к пакту, Гитлер и Сталин поделили Восточную Европу между собой на сферы влияния. По мнению автора, шанс занять территории был необходимым условием нейтралитета Сталина.
Советско-германский пакт был заключен после того, как длительные переговоры СССР с Великобританией и Францией завершились неудачей, напоминает автор. Что до Гитлера, то при вторжении СССР он быстро захватил все территории, выделенные Сталину: "это хорошо иллюстрируется русской поговоркой "вор у вора шапку украл", - пишет автор.
Когда в июле нынешнего года Парламентская ассамблея ОБСЕ провозгласила 23 августа - день заключения советско-германского пакта - днем памяти жертв сталинизма и нацизма, российские комментаторы осудили резолюцию как образец антироссийского переписывания истории. В этой связи автор призывает не обелять Сталина, но помнить, что в Мюнхене западные демократии годом ранее, в 1938 году, заключили свою сделку с дьяволом: за этим соглашением последовало расчленение Чехословакии при участии той же Польши.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях