New Scientist | 28 августа 2012 г.
Теория большого жара: почему люди спонтанно самовозгораются?
Брайан Дж. Форд
Впервые экспериментально доказана убедительная теория, объясняющая спонтанное самовозгорание людей, отмечает на страницах New Scientist биолог и популяризатор науки Брайан Дж. Форд.
Вопреки распространенному в наше время мнению, самовозгорание - не миф, подчеркивает автор. Он описывает, как это происходит: "человек внезапно обращается в огненный шар", "через полчаса остается лишь куча пепла, из которой торчат ноги". Любопытно, что огонь не перекидывается с тела на вещи. Первые случаи описаны в XVII веке, последний зафиксирован в 2010 году в Ирландии.
Какие объяснения дает наука? Гипотеза, что к самовозгоранию приводит длительное употребление спиртного, давно уже опровергнута учеными. Теория "фитиля" - жиры в организме разжижаются и поддерживают пламя - тоже кажется автору неубедительной: судя по экспериментам, "горение длится 12 часов или дольше, труп не уничтожается огнем".
Но в организме есть горючее вещество, способное накапливаться, - это ацетон. Если клетки организма испытывают голод, молекула ацетил-КоА, играющая важную роль в обмене веществ, перерабатывается в соль ацетоуксусной кислоты, а та может превращаться в ацетон, разъясняет автор.
Кетоз - накопление ацетона в организме - может возникать при различных синдромах и состояниях: алкоголизме, рационе питания, богатом жирами и бедном углеводами, диабете. И даже в период прорезывания зубов у младенцев, подчеркивает автор.
Форд и его соавторы произвели эксперимент: замариновали в ацетоне мякоть свинины, изготовили масштабные модели людей, надели на них одежду и подожгли. "За полчаса модели сгорели дотла. То, что от них осталось, - куча головешек и торчащие конечности - полностью соответствует фотографиям жертв. Мы полагаем: ноги остаются, так как в них слишком мало жира, и ацетон накапливается в недостаточном количестве", - повествует автор.
Форд советует читателям: если у вас кетоз, не носите синтетическую одежду в сухую погоду и бросьте курить.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях