The Washington Times | 28 декабря 1999 г.
Эксперты в области ракет опасаются ложных сигналов из Кремля
Роман Скарборо
Ухудшающееся состояние российских ядерных сил вызывает у некоторых экспертов беспокойство в связи с тем, что в результате компьютерного сбоя 2000 РЛС раннего предупреждения или спутники выдадут ложный сигнал о ракетном нападении на Россию, - пишет газета.
Эксперт Бруклинского института Брюс Блэр, являющийся ведущим специалистом по российским ядерным арсеналам, говорит, что РВСН действуют по принципу "запуска при получении предупреждения".
Блэр считает, что в связи с проблемой YK2 вероятность ложного сигнала возрастает, однако он не должен привести к фатальным последствиям в виде несанкционированного пуска ракет.
Между тем Пентагон отвергает подобную возможность. В последнее время он принял ряд дипломатических и финансовых мер, наиболее значительной из которых явилось создание на базе ВВС США в Питерсоне(штат Колорадо)Центра по обеспечению стратегической стабильности при переходе к 2000 году. Там, начиная с 30 декабря этого года, российские и американские офицеры будут круглосуточно следить за экранами компьютеров, контролируя данные, поступающие от Военно-космического командования США - в основном речь идет о РЛС дальнего обнаружения и спутниках.
"Нам на самом деле нечего беспокоиться о России, пусках ракет, получении ложных сигналов системами раннего предупреждения или о чем-то подобном,- считает заместитель министра обороны США Джон Хамре.- Мы уверены, что этого не произойдет."
Пентагон - потративший 3,6 млрд. долларов на борьбу с проблемой 2000 года - инвестировал 10 млн. долларов в российские компьютерные системы, использующиеся в военной области, чтобы при смене дат на них не произошел сбой. Технические специалисты провели работы по предотвращению потенциальных сбоев в "горячей линии" между Москвой и Вашингтоном и установили резервную телефонную линию.
На базе в Питерсоне ракета, запущенная с любой точки земного шара, обнаруживается спутниками, а затем ее траектория прослеживается РЛС. В самом центре офицеры смогут узнать место и время запуска ракеты, ее тип, а также точку возможного поражения. Центр имеет связь с Москвой, так что российские офицеры в США смогут проверить информацию о любом запуске ракеты в российском центре.
По мнению военно-космического командования США, к 16:00 по местному времени - когда в России наступит новое тысячелетие - станет известно, произошел ли сбой в российской системе раннего предупреждения.
По словам эксперта в области российских стратегических вооружений и консультанта в аэрокосмической области Стивена Залоги, значительная часть РЛС раннего обнаружения МБР, которые раньше имела Москва, остались на территории бывших советских республик, в частности в Латвии.
Другая система контроля за американскими ракетами - инфракрасная спутниковая система Око - имеет ограниченны возможности и из-за финансовых трудностей Москва не может ее заменить.
"Российская система управления и контроля находится в очень плохом состоянии,- подчеркнул Залога.- У них нет надежной системы раннего предупреждения, которая является ключевым элементом системы управления и контроля. По моему мнению, проблема состоит в том, что российское правительство имеет неправильное и наивное представление о своих ядерных силах. Долгие годы российские военные имели монополию на распространение информации о ядерных силах."
И все же Залога делает вывод, что Москва обеспечивает достаточный контроль за ситуацией, чтобы не допустить принятия опрометчивых решений в канун Нового года.
"Запуск ракет не происходит автоматически,- говорит Залога.- В российской системе управления и контроля значительную роль играет человеческий фактор."
Однако ясно одно: 2000 год наступает в атмосфере недоверия и ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном.
Блэр считает, что подобная атмосфера может привести к просчетам в ядерной области. Он видит также недостатки в действиях Пентагона. К примеру, в центре в Питерсоне российские офицеры не смогут узнать свежие данные, поступающие в совершенно секретный национальный центр предупреждения, расположенный горе Чайен. Вместо этого они смогут ознакомиться лишь с обработанными сигналами.
Возникает рискованный сценарий. Если московская система раннего предупреждения сигнализирует о ракетной атаке, кому должны поверить русские? Свои собственным данным или заверениям, поступающим с американской военной базы?
Далее автор касается проблемы ухудшения российского контроля за своими ядерными арсеналами.
Член комитета по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США Питер Прай обеспокоен тем, как будут реагировать российские генералы на возможное отключение РЛС раннего предупреждения.
"Это может оказаться очень опасным,- считает он.- "Генералы начнут проявлять беспокойство, почему экраны погасли. Не является ли это свидетельством ракетного нападения?"
По словам Прая, пессимисты обращают внимание на инцидент, который произошел в 1995 году, как на свидетельство того, как ослабление контроля над ядерными арсеналами может привести к фатальной ошибке.
В январе 1995 года российския ядерные силы были подняты по тревоге в связи с запуском норвежской метеорологической ракеты. Сначала некоторые россияне расценили его как запуск баллистической ракеты с американской подводной лодки, являюшийся первым этапом полномасштабного ракетного нападения.
По мнению Прая, этот инцидент скорее всего следует рассматривать не как предвестник возможных проблем с компьютерами, а как свидетельство недоверия России к Западу.
"Это был не механический и не компьютерный сбой,- говорит бывший эксперт ЦРУ.- Это была человеческая ошибка."
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях