Süddeutsche Zeitung | 28 декабря 2001 г.
Соревнование бородачей
Мириам Нойберт
В это время в Москве пока еще повсеместно доминирует западный Санта Клаус, однако дело идет к Новому году, и Дед Мороз, который будет дарить подарки, уже дышит ему в затылок
В то время как на Западе празднование Рождества уже завершено, подготовка к праздникам в России идет полным ходом. Так как здесь Новый год ? это основное событие всего года, а православное Рождество согласно юлианскому календарю приходится на 7 января. В Москве на рекламных плакатах и в магазинах наблюдается жестокая конкуренция бородачей: пока еще доминирует одетый в красное западный Санта Клаус со своими северными оленями. Однако русский бородач, несколько утративший свою репутацию в первое десятилетие "новой" России, восстанавливает прежние позиции. Его зовут Дедом Морозом, и он не имеет ничего общего с Рождеством. Извека мифический сказочный персонаж, повелитель зимы, Дед Мороз традиционно кладет в Новый год под елку подарки для русских детей. Его сопровождает Снегурочка, девочка из снега, похожая на эльфа.
Этот дружелюбный Дед Мороз вместе со своей спутницей дарит детям подарки в современном московском торговом центре. На нем ? небесно-голубое одеяние, толстые рукавицы, в руках ? посох, из которого он высекает молнии, у него густая длинная борода, еще длиннее и еще гуще, чем у западного Санта Клауса. О конкуренции он и знать ничего не хочет. "Мы можем сосуществовать, места хватит всем", ? говорит мягким голосом артист. В агентствах Москвы, предлагающих новогодние услуги, спрос на Деда Мороза значительно преобладает над спросом на его западного собрата. То же и на детских праздниках, которые проходят в новогодние дни в школах, театрах, клубах и даже в Кремле ? и там работают национальные Деды Морозы, роль которых часто играют известные артисты. Единственная уступка Санта Клаусу ? это то, что Дед Мороз все чаще наряжается в красное.
Наметившаяся путаница традиций как результат действенной западной коммерции стала поводом для беспокойства, в результате было решено перейти от слов к делу. Уже три года мэр Москвы Юрий Лужков решительно выступает в поддержку репутации Деда Мороза. Старый русский город Великий Устюг в северной Вологодской области был избран из-за своей близости к тайге родиной Деда Мороза, там для него построили деревянный дворец. С тех пор главный русский Дед Мороз, пользующийся неизменным вниманием журналистов, незадолго до наступления нового года садится в поезд и едет по заснеженным просторам России за 750 километров в Москву, куда он и прибывает 28 декабря.
В самой столице этой зимой с подачи Лужкова даже была открыта "Академия Деда Мороза". Тот, кто хочет стать настоящим Дедом Морозом, может изучить здесь детскую психологию, народные обычаи и актерское мастерство. Сертификат подтвердит, что его владелец ? это культурный и высококвалифицированный Дед Мороз, прекрасно знающий детский мир сказок. "Дед Мороз ? это для наших детей самая главная сказочная фигура. Она непротиворечива, не имеет ни религиозных, ни этнических привязок и поэтому играет важную объединяющую роль", ? объясняет детский писатель Александр Синютин, один из создателей академии. Его команда даже взяла на себя работу с письмами, адресованными Деду Морозу, которые приходят со всех концов России.
Елка на Новый год и Дед Мороз ? это обычаи, пришедшие в Россию извне: в 1699 году Петр Первый под впечатлением традиций немецких ремесленников, которые он решил перенять, приказал установить в Москве и позже в Санкт-Петербурге наряженные елки. Устоялся этот обычай, однако, только в 19-ом веке. Со своей стороны, Санта Клаус (Святой Николай), хотя и является очень почитаемым православным святым, попал в Европу в качестве рождественского символа через США в конце 19-го века. В России два сказочных образа ? Санта Клауса и Повелителя зимы, слились в образ бородатого Деда Мороза с волшебным посохом, высекающим льды и морозы. Революция на время приостановила эту традицию. В 1929 году елка и Дед Мороз были запрещены. Однако уже в 1935 году советская власть вернула и то, и другое ? как атрибуты новогоднего торжества, которое должно было прийти на смену церковному празднику.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях