The Independent | 28 февраля 2000 г.
Мы делаем все возможное, чтобы предотвратить втягивание Грузии в конфликт, говорит старый лис Шеварднадзе
Патрик Кокберн
В мрачном, хорошо охраняемом здании в центре Тбилиси, переживший несколько покушений президент Грузии Эдуард Шеварднадзе пытается положить конец попыткам втягивания Грузии в водоворот чеченского конфликта, - пишет автор.
"Мы делаем все возможное, чтобы предотвратить втягивание страны в конфликт",- заявил вчера выглядевший усталым Шеварднадзе корреспонденту Independent.
Вдоль границы Грузии с Чечней международные наблюдатели уже могут слышать грохот российской артиллерии.
В российской прессе Шеварднадзе называют "старым лисом". Но даже ему трудно найти такой выход из создавшейся ситуации, чтобы не пожертвовать хрупкой независимостью Грузии. Надо убедить Москву, что Грузия не оказывает чеченским повстанцам скрытой поддержки. "В начале войны мы не разрешили России войти на территорию Грузии,- подчеркнул Шеварднадзе. - Это было для нас очень трудное решение". В ответ Россия высказала предположение, что в северной Грузии у чеченских повстанцев имеются секретные базы, с которых в Чечню переправляются подкрепления и боеприпасы.
Шеварднадзе все это отрицает, говоря, что российская военная разведка и службы безопасности неправильно информируют Кремль о происходящем в Грузии. Он признает, что во время встречи с Путиным в январе этого года не смог полностью убедить в этом исполняющего обязанности президента России.
Однако грузинская сторона стремится провести различие между Путиным и Ельциным. По словам Шеварднадзе, Путин, в отличие от предшественника, проявил понимание позиции Грузии.
Тревогу Грузии по поводу последствий чеченской войны легко понять. С момента провозглашения независимости в 1991 году, Грузия пережила три гражданских войны и по прежнему зависима от российских поставок электроэнергии и бензина.
Шеварднадзе считает, что широкомасштабные боевые действия в Чечне вскоре будут завершены. Отвечая на вопрос, последует ли за ними партизанская война, он подчеркнул следующее: "Масштабы партизанской войны будут зависеть от того, найдут ли россияне общий язык с гражданами Грузии, включая тех, кто взял в руки оружие".
В настоящее время единственная дорога и 32 горных прохода между Грузией и Чечней завалены снегом. Когда в апреле он растает, партизаны смогут пересекать границу между двумя странами. Шеварднадзе очень хочет удостовериться, что Россия за это не осуждает Грузию. По его словам, Путин пообещал ему, что российские войска будут нести ответственность за все, что происходит на их стороне границы в любое время года.
Шеварднадзе выступает также за как можно более значительное международное присутствие в северной части Грузии, стремясь доказать, что его страна не является убежищем для повстанцев. На этой неделе в Тбилиси министр иностранных дел Великобритании Кук пообещал увеличить число международных наблюдателей. Госдепартамент США должен направить туда своих представителей.
Однако слишком тесное сближение с Западом тоже представляет для Грузии определенную опасность. Россия по-прежнему решительно выступает против вступления Грузии в НАТО. Вчера Шевардназде повторил свое обещание, что в 2005 году Грузия "постучится в дверь" НАТО. Однако стучаться и барабанить в дверь - это две большие разницы.
Отвечая на вопрос, какому именно варианту он отдает предпочтение, Шеварднадзе усмехнулся: "Мы люди вежливые. Вероятно, мы постучимся".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях