Corriere della Sera | 28 февраля 2002 г.
Правосудие победителей
Паоло Валентино
Во времена холодной войны как "восточные", так и "западные" шпионы, будучи арестованными в стране, где они "работали", не слишком беспокоились за свою судьбу, если только их не приговаривали к смертной казни. Рано или поздно, система, которой они преданно служили, почти наверняка обменивала их на находящихся в ее руках "кротов" противника. Обмен шпионами, который обычно проходил на мосту Глиенике (Glienicke), разделяющим Берлин и Потсдам, и по которому в свое время проходила граница между Восточным и Западным секторами, можно с полным правом назвать символом послевоенного периода.
Конечно, для того, кто передавал свою информацию Советскому Союзу или его сателлитам, возвращение из западной тюрьмы не всегда означало обретение свободы. Но шпион, находившийся под наблюдением КГБ, мог рассчитывать на относительно комфортную и спокойную жизнь.
Хусеин Йилдирим (Hueseyin Yildirim), должно быть, именно таким представлял свое будущее. Однако у него зародились некоторые сомнения в тот день, в 1989 году, когда американский судья зачитал приговор: "Пожизненное заключение в тюрьме строго режима". Слишком суровое наказание, подумал тогда турецкий механик, проживавший в Берлине и работавший на американской прослушивающей радиостанции в Teufelsberg, "холме дьявола" в Западном секторе германской столицы. Турку вменялось в вину получение сверхсекретной информации от офицера американской армии. Но обмен был практикуемой нормой. Оставалось только ждать.
Однако события развивались самым невероятным образом. Вскоре после падения Берлинской стены ушел в небытие режим, на который он работал - единственный "собеседник", который мог бы интересоваться его судьбой. Закончилась холодная война. Германия вновь стала единым государством. Отпала необходимость в обменах, и последние американские шпионы вышли из тюрем бывшей ГДР. Таким образом, Хусеина больше не на кого было менять.
Прошло 13 лет. Йилдириму уже 73 года. Он все еще отбывает наказание в тюрьме строгого режима в Луизиане. "Да, он шпионил на ГДР, но сегодня это уже не имеет никакого значения. Федеральная Республика унаследовала все, но почему не людей? Я не понимаю, почему этот человек, которому, ко всему прочему, не так уж долго осталось жить, все еще должен оставаться в тюрьме: он уже искупил свою вину", - говорит его сын Бейтекин, безработный инженер, который не может смириться с мыслью о том, что уже больше никогда не увидится с отцом.
Хусеин Йилдирим работал на радиостанции с 1980 года. Агенты Маркуса Вольфа, человека без лица, великого руководителя шпионов из Восточного Берлина, завербовали механика спустя несколько лет после поступления на работу. Ему было предложено получать от американских офицеров, готовых продаться, секретную информацию. Хусеин согласился, и нашел подходящего кандидата, офицера Джеймса В. Холла. Все шло гладко в течение нескольких лет. Потом Холл покинул Берлин по служебной необходимости.
Так, по крайней мере, думал Йилдирим. И в 1988 году он решил съездить в Соединенные Штаты, чтобы навестить бывшего коллегу по работе на станции Teufelsberg. Это было фатальной ошибкой. За это время Холл был разоблачен, подвергнут суду и приговорен к 40 годам тюремного заключения. Офицер также назвал имя своего напарника. Таким образом, как только Йилдирим приехал в Соединенные Штаты, он был сразу же арестован. Далее последовал суд и пожизненное заключение. С тех пор бывший шпион, приехавший в ГДР из Анатолии [это основная часть Турции, расположенная на полуострове Малая Азия ? примечание InoPressa], сменил несколько американских тюрем строгого режима.
С октября он находится в Луизиане, где его сын, который не может себе позволить продолжительные и частые поездки в США, навещал его лишь однажды. Единственный, невероятный шанс для Йилдирима выйти на свободу ? это помилование самим президентом Джорджем Бушем. "После окончания холодной войны в тюрьмах стран, входивших ранее в Организацию Варшавского договора, не осталось ни одного западного шпиона. Поведение Соединенных Штатов в отношении Йилдирима является классическим примером правосудия победителей", - говорит Маркус Вольф, находящийся на пенсии и живущий в Тоскане. Это человек, вдохновивший Джона ле Карре на создание "Карлы" [Карла - шеф советской разведки и главный злодей в ряде романов Джона ле Карре. Ходили разговоры о том, что прототипом Карлы являлся начальник внешней разведки МГБ ГДР Маркус Вольф, но в действительности кроме жизненного призвания и относительных профессиональных успехов между ними больше нет ничего общего ? примечание InoPressa], говорит, что он тяжело переживает за судьбу своего бывшего агента.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях