Der Standard | 28 февраля 2005 г.
Будущее крупного нефтяного концерна по-прежнему под вопросом
Эдуард Штайнер
Еще не ясно, как будет реагировать руководство российского нефтяного концерна ЮКОС, лишенного его основного дочернего нефтедобывающего предприятия "Юганскнефтегаз" (ЮНГ), на пятничное решение американского суда США. Суд отклонил иск о защите кредиторов, а также о возмещении ущерба на сумму более 22,2 млрд евро, направленный против организаторов принудительной продажи актива ЮКОСа государственному нефтяному концерну "Роснефть".
Эксперты наряду с обжалованием решения также говорят о возможности обращения в другие суды - в том числе в Европейский суд. Однако фактически в плане защиты кредиторов ЮКОС утратил свою последнюю надежду.
Бросается в глаза, что американский суд вынес свое решение через несколько часов после саммита в Братиславе, и это после того, что он в течение двух месяцев грозил положительным решением. "Совершенно очевидно, что постановление суда - это результат соглашения президентских советников или самих президентов", - считает аналитик Наталья Одинцова из инвестиционной компании "Проспект".
Принудительная продажа или слияние
Эксперты предполагают два конкретных варианта развития событий. Во-первых - что вероятнее - принудительная продажа оставшихся активов ЮКОСа, причем некоторые аналитики даже не исключают, что ЮКОС вообще могут оставить в покое. Во-вторых, теперь должно произойти слияние "Роснефти" и газового монополиста "Газпром" в государственный энергетический мегаконцерн, так как обе компании уже могут не опасаться возможных санкций.
Вопрос о форме объединения остается открытым, причем также не известно, войдет ли в это объединение ЮНГ. На этом поле сражаются два советника Путина. Игорь Сечин, председатель совета директоров "Роснефти", защищает главу "Роснефти" Сергея Богданчикова и, очевидно, борется за непосредственный контроль над ЮНГ. Советник Дмитрий Медведев вместе с главой "Газпрома" Алексеем Миллером стоит за включение ЮНГ в процесс слияния.
Большинство наблюдателей склоняется к первому варианту. Уже во время декабрьского аукциона ходили слухи, что во внутрикремлевской борьбе за власть "Роснефть" благодаря своей победе на аукционе обойдет "Газпром" и тем самым предотвратит вхождение ЮНГ в состав газового монополиста.
План слияния
План слияния уже сам по себе выглядит непростым, так как государство хочет довести свое участие в "Газпроме" до 38,37%, до контрольного пакета. Одновременно через либерализацию рынка акций "Газпрома" оно хочет повысить капитализацию сильно недооцененного "Газпрома". С 1997 года иностранцам было доступно не более 20% акций "Газпрома", причем примерно одна пятая их часть торговалась за границей как американские депозитарные расписки, стоимость которых порой была выше на 60%, чем внутри страны.
Крупнейшим иностранным акционером "Газпрома" с 6,43% является Ruhrgas; в целом иностранцы имеют сейчас в "Газпроме" 11,5%. Возможно, и больше - в обход ограничительных положений через российских подставных лиц.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях