Der Spiegel | 28 февраля 2006 г.
Глядя в глаза акуле
Марк Религ
Любой нормальный человек спасается бегством, когда поблизости появляется акула. Девятнадцатилетний ныряльщик-любитель Марк Религ тем не менее прыгнул в воду - и теперь на его ластах красуются следы акульих зубов
Мы с отцом обожаем вместе ездить в отпуск и заниматься дайвингом. Кроме того, я без ума от крупных рыб. Скаты-хвостоколы, акулы - они никогда не смогут мне надоесть. Главное то, что этих рыб нельзя держать дома в аквариуме. Зато 100-процентная гарантия, что огромных рыб можно встретить в Египте. Поэтому мы решили поискать их в Красном море.
Дайверы много рассказывают друг другу о рифе Эльфийского камня. Там есть акулы-молоты, голубые акулы и дельфины. В журналах по дайвингу под снимками акул стоит: "Сделано на рифе Эльфийского камня". Риф расположился в Красном море как огромный клык, указывающий с севера на юг. Боковые стороны рифа отвесно уходят на глубину 300 метров. Концы на севере и юге ступенчато спускаются к морскому дну.
На базе мы показали свои членские карточки и судовой журнал, прикрутили регуляторы дыхания на баллоны с кислородом и надели неопреновые гидрокостюмы и ласты для подводного плавания. План был ясен. Четыре ныряльщика, два инструктора и местный лодочник. Каждый ныряет только со своим партнером и каждый сам несет за себя ответственность.
Водный балет с акулой
Все вместе мы выехали на надувной лодке "Зодиак" в море. Мы ныряли на глубину 30 метров, плавали под водой в сторону юга и высматривали серые тени, которые походили на крупных рыб. Через полчаса мы снова вынырнули и, несколько разочарованные, собрались на лодке. Ни мне, ни моему отцу, ни нашему инструктору не удалось встретить акулу.
Однако потом из воды вынырнула вторая пара, дико жестикулируя, они сорвали с себя очки: "Акула! По меньшей мере, три метра! Прямо здесь, впереди!" Любой нормальный человек тут же испарился бы из воды. Однако молодой инструктор и я снова прыгнули за борт. К сожалению, без баллонов с кислородом, но в очках и с трубкой мы плавали у поверхности воды в поисках хищника.
Внезапно я остался один. Лодку отнесло. Инструктор пропал, не подав мне никакого знака. Рифа уже давно не было видно. Я покачивался в голубой воде. И тут она появилась. Акула. Она плавала подо мной. Я был парализован ее видом. Сам момент, рыбина - все было слишком величественным, так что я не ощущал никакого страха.
Это была Carcharhinus Longimanus (акула длиннокрылая. - Прим. ред.) - акула с белыми плавниками, водящаяся в открытом море. Она была бронзового цвета, с белым животом и белыми крапинами на концах плавников. Три метра длиной, почти в два моих роста, и очень элегантная. И своенравная: этот вид известен своим нетипичным поведением. Обычно акулы почтительно относятся к человеку и держатся от него на значительном расстоянии. Акулы же этого вида плюют на дипломатию, бросаясь на все, что их заинтересует. Может быть, я показался ей аппетитным?
Огромные спинные плавники рядом с трубкой
Мы с акулой плавали вокруг друг друга на расстоянии всего лишь метра, прямо как в водном балете. Я не испытывал страха. Я доверял хищнику, и ситуация представлялась вполне гармоничной. Я уже готов был протянуть руку и дотронуться до прекрасного существа рядом со мной.
Наверное, именно в этот момент мой отец решил броситься мне на помощь. С лодки, которая отплыла уже на расстояние морской мили, он заметил большие спинные плавники треугольной формы рядом с моей маленькой синей трубкой и прыгнул в воду. С ужасом и решимостью в глазах он, пытаясь спасти, схватил меня сзади.
Отец обхватил мою грудную клетку и начал неуклюже грести, все время держась позади лодки. Гребя с горем пополам и размахивая руками, мы старались добраться до маленькой надувной лодки, качавшейся на волнах вдалеке. А рядом с нами совершенно спокойно плыла акула - эскортировала нас всю дорогу до лодки. Блестящий треугольник величиной с мою голову рассекал воду рядом с нами. "Она смеется над нашим суетливым бегством", - подумал я.
И лишь когда я уже почти забрался в лодку, хищник стал атаковать: акула высунула свою остроносую пасть из воды, продемонстрировала острые как бритва зубы и вонзила их в мои ласты. К счастью, я уже был в лодке. На мгновенье мне показалось, что она заглянула мне в глаза.
Теперь я уже не помню, как я тогда испугался, я вспоминаю только о моей дружбе с акулой. А правый ласт с отпечатками зубов на резине с тех пор стал моим непременным спутником во всех погружениях.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях