Tagesspiegel | 28 февраля 2006 г.
Привет из далекого советского прошлого
Клеменс Вергин
Кризис вокруг иранской атомной программы приближается к решающей точке. И поскольку на кон поставлено многое, в ход идут всевозможные трюки. Так, информация, поступившая от иранцев в воскресенье о достижении принципиального согласия по вопросу обогащения урана, была не просто опрометчивой, очевидно, что ее целью была целенаправленная обработка общественного мнения. Кроме того, данный эпизод указывает, насколько рискованный поступок совершает Запад, передавая иранское дело исключительно в руки Москвы. Ведь таким образом возникает опасность, что Москва в итоге пойдет на компромисс, который поначалу хоть и кажется удачным, но при всем том он позволяет иранцам продолжать совершенствовать ядерные технологии, необходимые для создания атомной бомбы.
С начала кризиса Россия разрывается между двумя полюсами. С одной стороны, Москва никоим образом не заинтересована в обладании Ирана ядерным оружием и не собирается вступать в открытый конфликт с Западом. С другой стороны, в ее интересах по-прежнему продавать Ирану ядерные технологии гражданского назначения и российское оружие. Кроме того, антизападный лагерь в среде внешнеполитической элиты России носится с идеей сделать Иран стратегическим партнером в регионе. Быстрое дипломатическое возвышение "Хамаса", а также продажа современной ракетной техники в Сирию вполне вписываются в эту линию. Тем самым у Москвы и появляется искушение вернуться на Ближнем Востоке к своей прежней антагонистической позиции и вновь стать покровителем антизападных режимов. И пусть пока еще нельзя говорить о возврате России в регионе к советским методам. Но иранское дело наглядно продемонстрирует, будет ли влияние Москвы в дальнейшем способствовать решению проблем или скорее мешать ему.
Не нужно думать, что реставрация во внутренней политике, проводимая Владимиром Путиным и его соратниками по КГБ, никак не скажется на внешней политике России. Старые великодержавные тенденции проявились во всей своей красе как в газовом споре с Украиной, так и в отношении Москвы к "замороженным конфликтам", например, в Черноморском регионе. Таким образом, переговоры с Ираном должны стать лакмусовой бумажкой. Они прольют свет как на истинную готовность мулл к жесткому конфликту с мировой общественностью, так и на будущий российский внешнеполитический курс.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях