The Times | 28 февраля 2006 г.
Конец челночного бизнеса
Джереми Пейдж
Вы можете увидеть их на железнодорожных вокзалах с огромными пластиковыми сумками в руках. Их можно увидеть и в аэропортах, нередко - у кассы, куда они вносят плату за превышение веса багажа. И, конечно же, вы видите их на рынках, где они продают по дешевке импортные вещи, от спортивных костюмов до игрушечных кукол.
В течение 15 лет эти торговцы - или челноки - были характерной чертой российского общества. Преодолевая большие расстояния, они покупали за границей товары, а затем везли их домой на продажу.
Но Кремль нанес смертельный удар по этому типично российскому бизнесу, введя строгие ограничения на максимальное количество товаров, которое челноки могут ввезти в страну без уплаты таможенных пошлин.
До этой недели челноки имели право импортировать товары весом до 50 кг в неделю без уплаты таможенных пошлин. Но отныне им позволено ввезти лишь 35 кг товаров в месяц без уплаты пошлин.
Кроме того, сумма, на которую челноки могут ввезти товары без уплаты таможенных пошлин, будет уменьшена с 65 тысяч рублей в этом году до 15 тысяч рублей в следующем году. Фактически Кремль разоряет челноков.
"Это нелепость, - говорит Алексей, торгующий спортивными костюмами Adidas и Nike китайского производства на Дорогомиловском рынке в Москве. - Без нас у людей не будет дешевой одежды и обуви. А сейчас они пытаются нас разорить".
Правительство утверждает, что новые ограничения нанесут удар по теневой экономике, в частности, по так называемым "мулам" - перевозчикам, которые, пользуясь льготными нормами, беспошлинно ввозят в страну крупные партии товаров.
По мнению правительства, новые ограничения пополнят бюджет таможни на миллионы долларов, будут содействовать честной конкуренции в сфере розничной торговли и приведут российское законодательство в соответствие с правилами ВТО.
"Снижение беспошлинного порога - очень важное дело", - заявил заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Леонид Лозбенко. Он также сказал, что "эра челноков уходит".
Челночная торговля появилась после распада Советского Союза, когда безработица, пустые полки магазинов и снятие ограничений на зарубежные поездки стали причиной того, что миллионы людей устремились в этот бизнес.
Они привозили кожаные куртки из Турции, мех - из Греции, презервативы - из Польши и кроссовки - из Китая.
По данным Российской академии наук, в 1996 году число челноков оценивалось в 13 млн человек - 20% трудоспособного населения.
С тех времен многие челноки были выдавлены с рынка крупными транспортными компаниями и расширяющимися торговыми сетями.
По данным официальной статистики, сегодня челноки ввозят в европейскую часть России от 20 до 30% продающейся здесь одежды и обуви. На российском Дальнем Востоке челноками импортируется от 60 до 80% всех товаров. Именно в этом регионе и на других приграничных территориях торговцы получат самый болезненный удар в результате введения новых правил, считают эксперты.
"Конечно, это причинит массу неудобств, - говорит Дина Крылова из организации поддержки малого российского бизнеса "Опора". - Они в большинстве случаев заплатят взятки для того, чтобы таможенники не проверяли их товары или зарегистрировали их как личные вещи".
"Это также создаст проблемы туристам, предпочитающим покупать одежду во время отдыха за границей".
Но больше всех проиграют покупатели, которым придется оплачивать дополнительные издержки по выплате таможенных пошлин и взяток.
Галина Баландина, директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития, считает, что новые правила приведут к росту цен на 30%.
Марина Аншакова, 57-летняя пенсионерка, совершающая покупки на Дорогомиловском рынке, разгневана такой перспективой. "Где же, по их мнению, я должна делать покупки? - вопрошает она. - Рынок - это единственное место, где я могу найти дешевые вещи. Почему правительство хочет заставить меня больше платить?"
Откуда поступают товары
Финляндия Подержанные холодильники, компьютеры, автомобили
Турция Изделия из кожи, золота
Греция Шубы
Германия Подержанные автомобили
Индия Ювелирные изделия, одежда, обувь
Китай Игрушки, электроника, одежда, обувь
Южная Корея Электроника
Объединенные Арабские Эмираты Золото, ювелирные изделия
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях