Forbes | 28 февраля 2008 г.
Весна для Путина
Хайди Браун
В мире, где живет новостной канал Russia Today, чеченская столица Грозный - это зеленый, чистый город, идущий на поправку, а во главе Чечни стоит обходительный и демократичный семьянин. Отделение Косово, исконной сербской территории, поощряет мусульман-экстремистов и открывает "ящик Пандоры", провоцируя сепаратистов по всему миру - от Канады до Кипра. Да, еще кое-что: алкоголизм в России - ерунда по сравнению с выходками пьяной британской и скандинавской молодежи.
Круглосуточный англоязычный канал транслирует свои программы по кабельному телевидению в США и посредством спутника по всему миру. Он начал работу в 2005 году, однако теперь, когда в России приближаются активно критикуемые президентские выборы, а имидж страны за границей ухудшается, финансируемый правительством канал активизировал попытки обольстить иностранного зрителя.
Канал был создан при государственном информационном агентстве РИА "Новости", финансирование он получает от правительства. На нем нет рекламы, хотя между передачами примерно на 30 секунд на экране появляются логотипы известных российских компаний наподобие государственной "Роснефти" или принадлежащей одному из олигархов группы "Ренова".
Канал выполняет сложнейшую задачу. Несмотря на то, что при Владимире Путине ежегодно ВВП России увеличивается в среднем на 8% начиная с 2000 года, а средний класс стремительно растет, отношение к стране в основном опирается на негативные известия о давлении в политике и в бизнесе. На ум сразу приходят недавние трудности Royal Dutch Shell и Exxon на Сахалине, компания Motorola, у которой в прошлом году на российской границе задержали партию мобильных телефонов на миллионы долларов. Вспоминается "Газпром", в совет директоров которого входят кремлевские чиновники и который символизирует тесные связи правительства и бизнеса, пугающие иностранцев.
Именно поэтому Кремль прибег к настоящему маркетинговому ходу: с помощью обаяния, красивой картинки и здоровой порции сексапильности он пытается произвести впечатление на разнородную и скептически настроенную аудиторию. Результат получается забавным и неописуемо русским.
Типичен для канала недавний репортаж о древнем православном монастыре в Косово, которому, по словам журналиста, угрожают местные радикальные исламисты. В пронзительном, великолепно снятом сюжете показаны бородатые монахи за своими повседневными занятиями в древнем монастыре в глухом сельском районе: вот они вручную делают гитары, вот готовят пищу. Репортаж оставляет впечатление, что отделение Косово от Сербии приведет к тому, что местные монахи, виноделы и ценители музыки, окажутся беззащитными перед мстительными мусульманами-косоварами.
Красивый, быстрый и качественный (хотя закадровая музыка подозрительно напоминает ту, что звучит на BBC), канал Russia Today обладает необъяснимой привлекательностью. Мой бойфренд приучился смотреть его по несколько раз в неделю, посмеиваясь над искренностью, с которой юные российские журналисты (в большинстве своем красивые и хорошо владеющие английским) стремятся подтвердить официальную позицию по различным вопросам. И все же оторваться невозможно.
Чтобы продемонстрировать раскол в правящем классе США, продюсеры где-то откопали Майка Грэвела, бывшего сенатора-демократа от Аляски, работавшего в Конгрессе в 1970-е. Сенатор Грэвел, одетый во все белое, развалился на удобном кожаном диване и явно пытался растянуть беседу с симпатичной молодой журналисткой.
Он пространно рассуждал о противоборстве в стане демократов между Хиллари Клинтон и Бараком Обамой, и заявил, что не одобряет никого из них, поскольку "оба поддерживают американский империализм и идущий с ним бок о бок военно-промышленный комплекс".
Но один из самых ярких образцов пропаганды канала - сюжет про Чечню. О том, что правительственные чиновники тщательно редактировали ролик, свидетельствует отсутствие в кадре автора сюжета, британца. Репортер лишь читает текст, сопровождающий видео.
Однако даже этот сюжет по-своему неотразим. Оператор показывает, как назначенный Путиным лидер, которого часто обвиняют в том, что он "не замечает" похищений и жестокости российских солдат в Чечне, играет с детьми в своем скромном жилище. Далее идет очевидная попытка показать, что Россия принимает мусульманские традиции - Кадыров молится и танцует чеченский танец с местными жителями. Такого в западных новостях не увидишь.
В другой раз репортер, с виду американец, пообещал серьезно изучить проблему алкоголизма в России в своем двухсерийном "специальном репортаже". В действительности все закончилось шутками - журналист изображал, как заставляет молодых москвичей выпивать в модном баре. Ведущий взял интервью у англичанина, владеющего заведением: тот услужливо отметил, что пьяные молодые люди в Лондоне дерутся чаще, чем их российские сверстники.
Чтобы доказать, что пиво популярнее водки (а потому пьянство, вроде как, не столь уж серьезная проблема), репортер пришел в дорогой ресторан и предложил посетителям выбрать между бесплатной водкой и бесплатным пивом.
Спустя несколько дней канал показал фривольный сюжет об украинской компании, которая выпустила в продажу водку с ягодным вкусом в стеклянных бутылках в форме пениса со всеми анатомическими подробностями. В сюжете фигурируют двое крепких коротко стриженных мужчин в украинском магазине спиртного, которые заявили, что не собираются покупать новинку, потому что "у них и свои есть". После они приобретают четыре бутылки. Работница завода, где разливают водку, отказалась появляться перед камерой с продукцией своего предприятия в руках.
Показывая в неискаженном виде кремлевскую точку зрения в легко доступном западном формате, Russia Today добилась своей цели: заставить иностранцев хотя бы задуматься о том, как Россия воспринимает (порой довольно эксцентрично) политику, культуру и, не без этого, социальные проблемы.
А теперь, если вы позволите, я отправлюсь снова смотреть Russia Today. На время президентских выборов 2 марта канал обещает круглосуточно освещать ход голосования. Не терпится узнать, кто же все-таки победит.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях