Le Figaro | 28 февраля 2008 г.
Журналистов накануне выборов попросили помолчать
Лора Мандевиль
Воронежским журналистам были даны четкие указания избегать проблемных тем накануне воскресных выборов, в результате которых власть должна перейти к Дмитрию Медведеву, преемнику Владимира Путина.
На улице Пушкина на фоне длинного, по-спартански непритязательного коридора кабинет главного редактора "Воронежского курьера" кажется особо красочным. Оранжевый флаг украинской демократической революции украшает стену, где висит еще и фотография Михаила Ходорковского, сидящего в сибирской тюрьме. "Официально мы являемся газетой администрации региона, но это никогда не мешало нам сохранять демократическую направленность", - отмечает главный редактор Дмитрий Дьяков, высокий бородатый мужчина с ясными глазами, руководящий изданием уже 18 лет. "Воронежский курьер" выходит три раза в месяц тиражом 4000 экземпляров. Адресован он интеллигенции, которой немало в этом университетском городе с населением 960 тыс. человек.
"Невыносимое давление Кремля"
Дмитрий Дьяков рассказывает, что когда-то он имел очень острые конфликты с мэрией, официальным органом которой была газета. В редакции отключали электричество, угрожали выгнать из помещения, заводили дело на Дьякова и его журналистов. "Но мы держались", - говорит он. В 2002 году "Воронежскому курьеру" пришлось искать защиты у региональной администрации. "Дела пошли лучше, до 2007 года не было запрещенных тем, мы критиковали недостатки путинской политики и самого губернатора", - уверяет Дьяков.
Вдруг год назад, в преддверии парламентских выборов декабря 2007 года и президентских в марте 2008 года "по приказу из Москвы" нагрянула "цензура". Эти выборы должны позволить реализовать сценарий передачи власти Дмитрию Медведеву от президента Владимира Путина, который уже получил предложение стать премьер-министром своего преемника.
Местных журналистов вызвали в региональную администрацию, чтобы ознакомить с "отныне запрещенными темами". "Сказав о невыносимом давлении со стороны Кремля, местные бюрократы наложили полный запрет на критику политики власти, - объясняет Дьяков. - Они сказали нам: если вы нарушите табу, мы прекратим снабжение, и регион (с дефицитным бюджетом) останется без средств". Так, 29 мая 2007 года, когда экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров прибыл в Воронеж для проведения "марша несогласных", местные власти потребовали, чтобы журналисты этого "не замечали".
Дмитрий Дьяков был вынужден лавировать, опубликовав интервью с губернатором по поводу вышеупомянутого марша, который так и не состоялся из-за многочисленных административных препон и упредительного развертывания колонн ОМОНа и бронемашин. "Это было очень грустное зрелище", - рассказывает Дьяков, показывая на своем компьютере фотографии Каспарова, окруженного милиционерами в касках, - эти снимки он так и не смог опубликовать. Опять же из-за цензуры его газета не писала о "массовых" нарушениях на декабрьских выборах, когда требовалось обеспечить победу президентской партии "Единая Россия".
"Новый герой"
На факультете журналистики Воронежского университета студенты говорят о том же самом. 21-летний Василий, сын декана и директора школы, говорит, что поражается, глядя на предвыборную "клоунаду", как он это называет. "Сначала Путин нравился. Он был молод и заставил себя уважать за границей. Но мы видим, что по сути ничего не меняется, ничего не делается для народа, все только для тех, кто наверху. Мне достаточно сравнить зарплату моей матери и быстро растущие цены, чтобы это понять. Это рост цен на нефть принес некоторую стабильность, а не Путин. А теперь появляется Медведев, как новый, любимый народом герой..."
Большинство, по их словам, голосовало на последних выборах за коммунистов, "в знак протеста". Только юная брюнетка Лидия берет слово в защиту путинской стабильности. "При Ельцине моим родителям не платили по несколько месяцев, а сегодня они получают зарплату вовремя, и они голосуют за власть. Инициатива Медведева выдавать 250 тыс. рублей семьям, в которых рождается второй ребенок, это очень хорошо".
Присутствующие преподаватели говорят, что гордятся своими учениками. Они считают, что многие из них обладают всеми качествами, необходимыми хорошему журналисту. Но они беспокоятся за их будущее. "Когда они выходят из пространства свободы, которое мы им предлагаем, они должны адаптироваться, должны становиться послушными бюрократами", - отмечает Татьяна Дьякова, профессор истории культуры. Уж она-то прекрасно знает, какое может оказываться давление: она - жена главного редактора "Воронежского курьера", сегодня окруженного со всех сторон.
Лев Кройчик, возглавляющий кафедру истории журналистики, говорит, "что нет точек соприкосновения между властью и деньгами, с одной стороны, и народом - с другой. Уже так было однажды, перед революцией: пресса писала, а царская власть оставалась глуха".
Также по теме:
Выберем, а там посмотрим (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях