Der Standard | 28 февраля 2008 г.
Конспирация и освобождение от опеки
Йозеф Кирхенгаст
Исход президентских выборов в России, которые пройдут 2 марта, уже известен. А вот того, что будет после, все ждут с напряжением
Слово "конспирация" является для британского историка Саймона Сибэга Монтефьори ключевым для понимания системы, которая господствовала в Советском Союзе.
В своей примечательной книге "Молодой Сталин" Монтефьори описывает, что ставший впоследствии диктатором молодой бандит и революционер изучал в подполье искусство конспирации: как постоянно маскироваться, обманывать, обводить вокруг пальца и провокаторов в собственных рядах, и царскую охранку, которая сама была не лыком шита и явилась хорошим учителем. (Поучиться у русских спецслужб могло бы и ЦРУ: когда в начале 1990-х годов стали известны планы российских террористов, которые хотели направить начиненный взрывчаткой самолет на Зимний дворец в Санкт-Петербурге, была установлена слежка за всеми летными школами страны.)
Конспирация - это понятие становится актуальным и через 16 лет после распада Советского Союза, когда речь заходит о системе власти в сегодняшней России и методах ее главных действующих лиц. Профессиональные наблюдатели за российским обществом усматривают в готовых приспосабливаться, аполитичных россиянах советского образца граждан, не желающих выделяться из толпы. Как же тогда могут произойти решающие изменения на уровне власти?
История прихода к власти сотрудника спецслужб Владимира Путина после неразберихи ельцинской эры также представляет собой историю конспирации, впрочем, как и избрание преемником Дмитрия Медведева. До сих пор неизвестна вся подоплека терактов в Москве со множеством жертв, которые осенью 1999 года привели к началу второй войны в Чечне при новом премьере и главе ФСБ Путине. Эта война принесла Путину популярность, на волне которой он в марте 2000 года, уже будучи исполняющим обязанности главы государства, выиграл президентские выборы.
По всей видимости, Путин не делал того, чего от него ждали его конспиративные "создатели", члены так называемой кремлевской "семьи". Вместо того чтобы защищать интересы определенных олигархов, он снова восстановил авторитет государства - заплатив при этом высокую цену: подчинил контролю государства СМИ, ликвидировал серьезную политическую оппозицию и создал послушную Кремлю систему правосудия.
Большинство россиян благодарны ему за первое и не в обиде за второе. Для них главное - это стабильность и растущие доходы. И то и другое приходит, в первую очередь, благодаря бьющим фонтаном деньгам от экспорта нефти и газа.
Но продолжительной ли будет эта стабильность? Основывается ли она на крепких институтах, не зависящих от конкретных лиц на должностях? Процесс назначения преемника Путина заставляет предполагать обратное. И он носит явные конспиративные черты. Противники оставляются в неведении так долго, как только возможно, противоборствующие стороны нейтрализуются.
Сначала действующий президент участвовал в парламентских выборах как первый кандидат в списке кремлевской партии - что само по себе стало политической экстравагантностью. Затем он представил первого вице-премьера Медведева как своего преемника, а тот, в свою очередь, заявил, что назначит после своей победы главой правительства нынешнего президента. Какие договоренности существуют между этими двумя? Будут ли поделены функции? Должен ли Медведев просто придержать трон для будущего возвращения Путина? Огромные возможности для слухов и теорий заговора, абсолютно в духе конспирации.
Пока что с определенной ясностью можно говорить только о становлении карьеры главных действующих лиц. Путин начинал свой путь в советские времена в спецслужбах, и карьерным ростом он обязан "органам". Спецслужбы оказали влияние и на картину мира, сложившуюся у него, и на привычку мыслить категориями "друг - враг", а также развили, судя по всему, его стратегические способности.
Относительно либеральный
Медведеву мир спецслужб чужд. Он лицо гражданское, по образованию юрист (как и Путин), и разбирается в вопросах экономики. Его либеральному имиджу мешает тот факт, что он играл одну из ведущих ролей в процессе ренационализации российского энергетического хозяйства, другими словами, лишал власти олигархов из этого сектора.
С первого взгляда Путин и Медведев не могли бы выглядеть более непохожими. Путина легко можно представить в каком-нибудь детективном триллере времен холодной войны, Медведев лучше смотрелся бы в роли "золотого мальчика" из какой-нибудь мыльной оперы.
Насколько сильно в действительности нынешнее показное единство во взглядах между этими двумя и как долго оно продержится, можно будет понять вскоре после передачи власти. То, что должность займет другой человек, стало уже прописной истиной. То, что Медведев может освободиться из-под опеки "приемного отца" в политике, кажется возможным, судя по предыдущему опыту. А вот то, что он сможет освободиться от системы, которая подняла его на такую высоту, гораздо менее вероятно.
Также по теме:
Выберем, а там посмотрим (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях