Die Welt | 28 января 2000 г.
Силовые методы правления русского Ку-клукс-клана
Манфред Квиринг
В интервью немецкой газете Григорий Явлинский предостерегает от опасности создания в России ?авторитарного полицейского государства?.
- Григорий Алексеевич, каких целей добиваются ?Яблоко?, СПС и ОВР, бойкотируя работу Государственной Думы? - задает вопрос корреспондент газеты.
- Наши три фракции хотели, чтобы в России и в мире люди увидели, как собирается действовать новое российское руководство - силой. Мы показали, что в Государственной Думе используются такие методы, как в Чечне. Прокремлевская партия образовала коалицию с коммунистами, которую уже прозвали Ку-Клус-Кланом. Три ?К? означают: ?Коалиция Кремля и Коммунистов?. Эта ситуация показала, что они готовы притеснять права меньшинства в стране.
- Известный правозащитник Сергей Ковалев, поддерживающий вашу кандидатуру на президентских выборах, предостерегает, что с приходом Путина в стране возрастает опасность возникновения ?авторитарного полицейского государства?. Вы согласны с ним?
- Такая опасность существует, мы не можем ее исключать. Если делать выводы по тому, что происходит в Чечне, в Думе, то очень похоже, что так оно и есть.
- После избрания коммуниста Селезнева председателем Думы, вы стали проводить единую политику с ОВР и правыми. Сохраниться ли этот союз?
- Жизнь покажет. Я - очень осторожен в прогнозах. Ситуация очень сложная и деликатная.
- Сможете ли вы выдвинуть единого кандидата на пост президента?
- Пока рано о этом говорить.
- Однако, если верить опросам общественного мнения, то Путин уже практически выиграл эти выборы!
- До выборов еще остается два месяца. В прошлом году у нас уже было три ?практических победителя? президентских выборов: Лужков, Примаков и Путин. За два месяца может еще многое случиться.
- Что Вы собираетесь предпринять, чтобы сохранить почву по ногами?
- Я выступаю за гражданское общество, за независимую систему правосудия, за рыночное экономику на основе частной собственности, за низкие налоги, за высокие доходы и военную реформу. Однако сегодня я вижу совсем иную политическую картину. Я вижу, как товарищ Путин возлагает венки на могилу Сталина.
И постоянно слышаться одни угрозы: то атомным оружием, то войной - для меня это неприемлемо.
- Обеспечит ли победа в Чечне успех Путину на президентских выборах?
- Это не вопрос победы, это вопрос работы СМИ. В России любят создавать виртуальную реальность. Поэтому это не обязательно будет реальная победа, победу можно изобразить.
- Видите ли Вы вообще возможность остановить войну на Северном Кавказе и предотвратить еще большее кровопролитие?
- Широкомасштабные военные действия должны быть закончены. Это преступление - рассматривать как преступников все мужское население от 10 до 65 лет. Нужно создать санитарный кордон и бороться с террористами соответствующими методами. Одновременно надо вести переговоры.
- Существует ли приемлемый партнер для переговоров с чеченской стороны?
- Приемлемого партнера нет, однако альтернативы у нас нет. Аслан Масхадов несет всю полноту ответственности за то, что Чечня превратилась в криминальную территорию, где похищают и убивают людей, а журналистам отрубают головы. Однако он - избранный президент, и вести переговоры ни с кем иным нельзя.
- Кто собственно руководит операцией в Чечне - Кремль или генералитет?
- Это одно и то же. В настоящее время в Кремле нет ни одного политика, который придерживался бы другой линии, чем генералы. В этом проблема.
- Российские СМИ и многие политики жалуются на политическое давление Запада?
?которое я не ощущаю.
- Нужно ли увеличить давление, чтобы содействовать разрешению конфликта?
- Я не являюсь советником Запада. И у меня нет намерения, учить его. Что он должен делать. Я могу только призывать уделять большее внимание происходящему в России и делать из этого правильные выводы. Десять лет на Западе царила идеологическая и политическая эйфория, не было глубокого анализа ситуации. Многие журналисты, долго проработавшие в России, значительно лучше политиков и их советников разбираются в ситуации. Но никто их не слушает.
- С каким ощущением Вы восприняли известие об отставке Ельцина?
- Она стала для меня неожиданностью. Не с политической, а с человеческой точки зрения. Интересы системы криминальной номенклатуры, которую создал Ельцин, оказались сильнее, чем его личные амбиции.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
