The Telegraph | 28 января 2003 г.
Подачка в три доллара жертвам сталинских репрессий
Джулиус Страусс
После двенадцатилетних раздумий российская Госдума приняла закон о выплате компенсаций детям жертв сталинских чисток.
Каждый будет получать три доллара в месяц, один железнодорожный билет в год, а также будет пользоваться пятидесятипроцентной скидкой при покупке лекарств и правом на бесплатные вставные зубы.
Это очень мало даже по российским меркам. Решение Госдумы стало печальным окончанием процесса, которому пытались воспрепятствовать как коммунисты, так и партии правого крыла.
Россияне согласованными усилиями пытаются отмахнуться от преступлений, совершенных во времена коммунизма. Чиновники не поддерживают разговоры о жестокостях, совершенных советскими солдатами во время Второй мировой войны. ФСБ, бывший КГБ, вновь пользуется уважением в обществе.
Попытки балтийских государств наказать бывших членов тайной полиции вызвали бурю негодования в Кремле. Прошло почти пятьдесят лет со времени смерти Сталина. Миллионы жертв чисток реабилитированы, но мало кто из них получает компенсации.
В 1991 г., во время правления Бориса Ельцина, был принят закон, давший жертвам Гулага право требовать компенсации за собственность, конфискованную КГБ. Однако максимальный размер компенсации установлен на уровне 1000 долларов, а доказывать свое право на ее получение должна сама жертва. Каждый должен подтвердить свое требование показаниями трех свидетелей.
Алексей Василевич, член Российской ассоциации жертв политических репрессий, сказал: "Почти в каждом случае все свидетели убиты или пропали без вести. Одной женщине бывший офицер КГБ помог получить доступ к архивам. После этого ей вернули несколько колец. Но это исключение".
В 1996 г. Госдума приняла поправку, дав детям, депортированным в лагеря вместе с родителями, право требовать компенсации у государства. Как правило, им выплачивают несколько сотен рублей.
В течение многих лет дети жертв Гулага не получали никаких компенсаций. Только после того, как местные суды начали принимать решения в пользу жертв, Госдуме пришлось обратить внимание на прецеденты и принять новую поправку.
Критики говорят, что за все свои страдания дети репрессированных будут получать лишь 92 рубля в месяц. Правом на остальные льготы, предусмотренные законодательством, обладают все пенсионеры.
Шестидесятипятилетняя Валерия Дунаева, член правозащитной организации "Мемориал", сказал, что закон привел ее в негодование. Ее мать была убита в 1941 г. как шпионка. Отец был политзаключенным, провел 25 лет на севере Сибири. Она вместе с братом выросла в государственном приюте.
"Сегодня никто в России не хочет признать чудовищные преступления прошлого, - сказала она. ? В одной только Москве 17 тысяч человек потеряли родителей во времена Сталина. Власти делают вид, что нас просто нет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях