The New York Times | 28 января 2008 г.
В России оппозиционный кандидат не допущен к президентским выборам
К. Дж. Чиверс
В воскресенье российские власти отклонили заявку лидера оппозиции на участие в выборах президента, которые состоятся 2 марта. Таким образом, у кремлевского фаворита практически не остается конкурентов.
ЦИК мотивировал решение об отказе в регистрации оппозиционному лидеру - бывшему премьер-министру Михаилу Касьянову, тем, что более 13% подписей, собранных в поддержку его кандидатуры, оказались недействительны.
Первые признаки такого решения, которое означает, что у недовольных граждан и сторонников протестного голосования не будет возможности отдать свои голоса за известного и опытного оппозиционного кандидата, появились на прошлой неделе. Оно было предсказуемо.
Касьянов назвал отклонение своей кандидатуры политическим решением, инспирированным Кремлем из страха перед свободными и открытыми выборами. По словам Касьянова, за ним осталась моральная победа.
"Вопреки всем обстоятельствам, мы победили, так как мы уберегли нашу честь и достоинство и сделали все, что было в наших силах в нынешней обстановке", - заявил Касьянов, имея в виду практически полную подконтрольность государственных ресурсов и властных структур Кремлю.
Касьянов, в прошлом кремлевский инсайдер, с какого-то момента начал критиковать идею централизации власти и государственную коррупцию, которыми характеризуется правление президента Владимира Путина. Никто и не думал, что он сможет провести предвыборную кампанию или вообще хоть как-то противостоять кремлевскому кандидату Дмитрию Медведеву. Путин приближается к концу своего второго срока, и российская конституция не позволяет ему баллотироваться снова.
Каждый день в эфире контролируемых государством общероссийских телеканалов появляются раболепные сюжеты о первом вице-премьере Дмитрии Медведеве. С учетом поддержки Кремля, правительства и крупнейшей российской партии (во главе всех этих структур стоит Путин) ресурсы предвыборного штаба Медведева практически неисчерпаемы.
Тем не менее, Касьянов вел избирательную кампанию и выступал на митингах, используя эту возможность для агитации против того, что он называет преступлениями Кремля, чрезмерной концентрацией власти и глубоко укоренившейся боязнью политического плюрализма.
Он утверждает, что статистические данные, из которых следует, будто он может рассчитывать лишь на очень небольшой процент голосов, являются результатом давления и манипуляций со стороны властей. По словам Касьянова, его поддерживает более четверти российских избирателей - достаточно основание для того, чтобы побороться за победу с 4 другими кандидатами, заставить Кремль понервничать и поставить под угрозу его монополию на власть.
Сотрудники предвыборного штаба Касьянова заявляли, что принятое избирательными властями решение об отказе в регистрации документов является уловкой правительства, направленной на то, чтобы не допустить Касьянова до голосования. По словам его помощников собранные сторонниками Касьянова подписи действительны.
Пока не ясно, будет ли Касьянов подавать в суд. Российская судебная система также плотно контролируется Кремлем, и Касьянов дал понять, что понимает: практически нет шансов на то, что судья объявит решение правительства незаконным.
Вследствие отклонения кандидатуры Касьянова у Медведева остались лишь слабые соперники: лидер КПРФ Геннадий Зюганов, лидер ультранационалистической ЛДПР Владимир Жириновский и глава маленькой и малоизвестной Демократической партии Андрей Богданов.
Всех трех оппонентов Медведева обвиняют в том, что они участвуют в предвыборной кампании по указанию Кремля - или, по крайней мере, с его одобрения - для того, чтобы обеспечить иллюзию конкурентной борьбы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях