The Telegraph | 28 июля 2003 г.
Табачные добавки держат людей на крючке
Рози Уотерхаус
Исследования ученых показали, что из-за специальных добавок одни марки сигарет вызывают большее привыкание, нежели другие.
Впервые специалистам удалось измерить количество вызывающего сверхсильное привыкание "свободного" никотина, попадающего в организм курильщика с каждой выкуренной сигаретой.
Так же, как и кокаин, "свободный" никотин переходит в летучую фракцию и через легкие быстро поступает в кровь. Тот факт, что он очень быстро попадает в мозг, позволил исследователям предположить, что привыкание к нему сильнее, чем к обычному никотину.
Исследование команды ученых Орегонского университета здравоохранения в городе Портленд может помочь составить классификацию различных марок сигарет в зависимости от степени привыкания, которое они вызывают.
Ученые сравнили 11 марок сигарет, имеющихся в продаже в Америке, и выяснили, что в некоторых из них процентное содержание "свободного" никотина в 10-20 раз больше, чем предполагалось ранее.
Сигареты различных марок специалисты сравнивали с эталонной сигаретой, содержащей один процент этого компонента. Диапазон оказался очень широким: от 1-2 процентов вплоть до 36 - в сигаретах марки American Spirit. Оказалось, что Marlboro содержит 9,6 процента "свободного" никотина, Camel - 2,7, Winston - от 5 до 6,2 процента, Gauloises Blondes - от 5,7 до 7,5.
Профессор Джеймс Панков, руководитель исследований, результаты которых публикует журнал Chemical Research in Toxicology, говорит: "В процессе курения только свободная форма никотина может улетучиваться, попадая с воздухом в дыхательные пути. С тех пор как ученые обнаружили, что наркотик тем сильнее вызывает привыкание, чем быстрее он попадает в мозг, проблема количества содержащегося в сигаретном дыме "свободного" никотина встала во главу угла. Разбирательство затрагивает вопросы использования производителями сигарет таких добавок, как аммиак и мочевина, а также вопросы купажа".
Опыты, произведенные профессором Панковым в 1997-м, установили связь между аммиачными добавками и повышенным содержанием "свободного" никотина в сигаретах. Ученый выяснил, что сам по себе никотин не обладает в организме сильным действием, однако аммиак, отнимая протоны у окружающих молекул, в том числе и у молекул никотина, ускоряет тем самым процесс его поглощения.
Данное исследование подтвердило точку зрения Администрации по контролю за продуктами питания и лекарствами, что широкое применение соединений аммиака при изготовлении сигарет свидетельствует о манипуляциях производителя с механизмом попадания содержащего в табачных изделиях никотина в организм.
Профессор Джек Хеннингфилд из Медицинской школы при Университете Джона Хопкинса в городе Балтимор, штат Мэриленд, говорит: "Вполне вероятно, что ингредиенты, использующиеся сейчас при производстве сигарет, например аммиак и мочевина, являются причиной увеличения привыкаемости".
Профессор Панков утверждает: в США не существует формальных правил, которые бы регулировали количество свободного никотина, содержащегося в сигаретах. Сами производители заявляют, что в их сигаретах содержится лишь небольшое количество этого вещества. В то время как в Великобритании, например, при производстве сигарет можно использовать только те добавки, которые разрешены министерством здравоохранения.
Представитель британской Ассоциации производителей табачных изделий заявил: "Сигареты, выпущенные в Великобритании, обязательно должны соответствовать предъявляемым требованиям, и они могут существенно отличаться от сигарет, изготовленных в Америке".
Представитель компании Phillip Morris, владельца марки Marlboro, утверждает: "Аммиак - это соединение, которое естественным образом присутствует в листьях табака. Надо понять, что безопасных сигарет не существует. Нет сигарет, которые более или менее вредны или вызывают большее или меньшее привыкание по сравнению с другими сигаретами. Все сигареты вредны и вызывают привыкание. Будет совершенно неправильно начинать объяснять потребителям различия во вредности и привыкаемости между разными марками сигарет. Если потребители заботятся о своем здоровье, то они должны бросить курить".
В этой связи любопытно, что трое мужчин, которые играли самого знаменитого персонажа рекламы табака - ковбоя Мальборо - умерли от болезней, связанных с курением: Дэвид Миллар в 1987 году от эмфиземы, Уэйн Макларен в 1992 году, после того как раковый процесс, начавшись с легких, распространился на мозг, и Дэвид Маклин в 1995 году от рака легких.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях