Süddeutsche Zeitung | 28 июля 2005 г.
Москва отгораживается
Даниэль Бресслер
Российское правительство подозревает заговор в афере по отмыванию денег, в которую замешан Commerzbank
Германии не приходится рассчитывать на содействие и помощь России в расследовании аферы по отмыванию денег, в которую замешан Commerzbank. "Это направлено против России!" - возмущается пресс-секретарь Миниформсвязи Александр Паршуков в связи с расследованием и его освещением в прессе российскими и западными СМИ. Он главным образом защищает своего начальника, так как скандал имеет отношение к компании, которую в течение долгого времени возглавлял нынешний министр связи Леонид Рейман.
Эта афера не побудила московскую юстицию предпринять какие-либо действия. "Об этом деле нам ничего не известно", - сказала представительница генеральной прокуратуры в интервью газете Suddeutsche Zeitung.
Это связано с политикой, и "некоторые не хотят, чтобы это дело расследовали", объясняет один российский аналитик, специалист в сфере телекоммуникаций. Он считает, что "российские следователи не будут заниматься этим делом". В любом случае Рейман находится под защитой Владимира Путина. Министр считается личным другом президента, их дружба началась еще в те времена, когда они вместе работали в Санкт-Петербурге. В 90-е годы Путин был там вице-мэром, а Рейман занимался вопросами, связанными с приватизацией телекоммуникационного сектора. "Я бы очень удивился, если бы оказалось, что Путин не имеет к этому никакого отношения", - говорит аналитик.
Политический инструмент
Российскую прокуратуру снова и снова можно упрекать в том, что она является инструментом политиков. Последним поводом послужило расследование против бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, который объявил о желании участвовать в президентских выборах 2008 года. Прокуратура возбудила против него уголовное дело. Его подозревают в том, что он приобрел государственную собственность по бросовой цене. Эта "клеветническая кампания" является частью "общей стратегии власти по зачистке политического поля", говорит Касьянов.
Сомнения в независимости российского правосудия возникают также в связи с делом бывшего министра атомной энергии Евгения Адамова. Американская юстиция подозревает его в том, что он растратил более девяти миллионов долларов, которые Вашингтон выделил России на обеспечение ее ядерной безопасности. Однако российская юстиция оставила его безнаказанным и зашевелилась только тогда, когда Адамова во время его пребывания в Швейцарии по просьбе Америки взяли под арест с целью дальнейшей выдачи, - и то из опасения, что он может разгласить российские ядерные секреты.
"Это такая система, в которой прокуратура действует только по указке политического руководства, а суды следуют указаниям прокуратуры", - говорит бывший министр экономики Евгений Ясин. Это высказывание было сделано в связи с делом бывшего главы нефтяного концерна ЮКОС Михаила Ходорковского, которого приговорили к девяти годам тюрьмы. По словам Ясина, дело ЮКОСа заставило иностранных инвесторов действовать "более осторожно, но не слишком сильно отпугнуло их".
Состояние российского правосудия вызывает беспокойство и у Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Принятие нового закона - это, несомненно, шаг на пути к усилению независимости судебной системы. Но будет очень трудно эффективно и последовательно применять эти положения на практике, считают в ОЭСР.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях