Статьи по дате

Le Temps | 28 июня 2006 г.

Россия проводит ренационализацию

Андерс Аслунд

В российской экономике происходит что-то странное. Малоэффективные государственные предприятия активно приобретают успешные частные фирмы. По данным Европейского банка реконструкции и развития, доля ВВП, созданная частным сектором, сократилась в прошлом году с 70 до 65%. Ни возвратом к социалистической идеологии, ни чисто стратегическими соображениями, ни тем более заботой об экономической эффективности невозможно объяснить операции, затрагивающие такие разные секторы, как банковское дело, нефть или автомобильная промышленность...

В 1999 году 90% нефтяной промышленности находилось в частных руках. В течение пяти лет нефтедобыча ежегодно росла в среднем на 8,5%, в частности, благодаря внедрению иностранной технологии и работе иностранных экспертов. Одновременно мировой рост цен на нефть позволял государству пополнять свою казну, все больше облагая налогами нефтяные компании.

В 2000 году ЮКОС заплатил налоги на сумму в 6 млрд долларов - намного больше, чем можно было себе представить в момент его приватизации в 1995 году. Это доказывало, что легализация и политика разумного налогообложения приносят стране больше доходов, чем национализация. Параллельно улучшался менеджемент. Биржа ожидала приватизации "Роснефти" и "Зарубежнефтегаза".

Но в 2003 году началась ренационализация. Первым ее актом стала покупка "Роснефтью" небольшой нефтяной компании "Северная нефть". "Роснефть" заплатила 600 млн долларов за активы, которые два-три года назад были куплены за 7 млн. Потом "Роснефть" взялась за ЮКОС. Операция, не закончившаяся до сих пор, началась летом 2003 года с целенаправленного уничтожения компании государством, которое не остановилось перед незаконными судебными преследованиями и конфискационным налогообложением. Скоро "Роснефть" подберет последние кусочки ЮКОСа.

В сентябре прошлого года в ходе уже совершенно другой операции государственная компания "Газпром" купила "Сибнефть" у олигарха Романа Абрамовича, который, пользуясь расположением Кремля, благоразумно уехал жить в Великобританию. Чтобы обеспечить себе контроль над его активами, "Газпром" заплатил дорого - 19 млрд долларов.

Все эти операции ослабили весь сектор, что выглядело скандалом на фоне мирового нефтяного бума. С тех пор как преследования со стороны правительства сделали невозможной работу администрации ЮКОСа, его инвестиционная активность и объемы нефтедобычи начали стремительно снижаться. Этому же способствовала и задержка с продажей "Сибнефти". В свою очередь, "Роснефть" инвестировала мало, так как все ресурсы бросила на приобретение новых активов. Последние частные производители - ТНК-ВР, "Лукойл" и "Сургут", понимая опасность инвестирования слишком больших средств или стимулирования производства, умерили темпы наращивания своих производственных мощностей. В 2005 году рост нефтедобычи сократился до 2,7%. На этот год, по прогнозам правительства, он едва приблизится к 2%, но за четыре месяца рост составил всего 1,7%.

Правительство могло бы остановить этот негативный процесс, вернувшись к приватизации. Россия нуждается в частных компаниях для активной разработки новых месторождений - там, где государственные предприятия долго не могли справиться со своими задачами. Но вместо этого "Роснефть" начинает переговоры о приобретении очередного частного конкурента - "Сургута". Руководство "Роснефти" готовится занять деньги за рубежом, чтобы собрать миллиарды, которые позволят ему погасить ссуды и приобрести несколько фондовых опционов.

В банковском секторе пять крупных государственных банков систематически скупают более мелких конкурентов. Эти рейды сопровождаются кампаниями по их дискредитации и обвинениями. В результате банковский сектор остается под контролем государства, а его вклад в ВВП в десять раз ниже, чем на Украине, хотя эта страна менее развита, чем Россия.

Автомобилестроение могло бы получить толчок, но это требует крупных инвестиций со стороны международных компаний. Многие известные фирмы объявили о том, что они собираются открыть в стране заводы. Но их проекты заблокированы. Тем временем, "Рособоронэкспорт" взял под контроль гигантский "АвтоВАЗ", которому еще предстоит реструктурирование и который получит огромные дотации от государства. Это не может не затормозить модернизацию российской автомобильной промышленности.

Восстали из руин несколько машиностроительных предприятий, в частности, "Уралмаш". Но его материнская компания, ОМЗ, в прошлом году была по необъяснимым причинам продана "Газпрому". Другое благополучное предприятие, "Силовые машины", было точно так же продано РАО "ЕЭС России", что к тому же отвлекло последнее от его основной деятельности.

В непомерно раздувшемся авиационном секторе несколько мелких частных фирм работали вполне успешно, но сегодня им приходится объединяться вместе с государственными компаниями в огромный конгломерат Air Union, три четверти акций которого принадлежат государству. Нет никаких сомнений в том, что, получив небольшие субсидии, крупные неэффективные государственные компании сумеют убрать с дороги благополучных "выскочек".

Подобных трансакций в мире крупных российских компаний становится все больше. Некоторые частные владельцы пользуются господской благосклонностью и получают за свою собственность хорошие деньги. Тем, кто не позаботился о поддержании хороших отношений с Кремлем, платят мало, но они продают - чтобы не разделить участь Михаила Ходорковского.

Источник: Le Temps


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru