Die Welt | 28 июня 2006 г.
Всеобщий страх перед непредсказуемой Россией
Александер Рар
Аналитика: встреча "большой восьмерки" в Москве
Россия, собственно, хочет использовать саммит "большой восьмерки", который пройдет на ее территории, для того, чтобы представать себя мировой общественности в качестве энергетической сверхдержавы, готовой к сотрудничеству. Президент Владимир Путин даже предложил "социальную энергетическую хартию", которая в грядущую эру дефицита энергоносителей должна предоставить беспрепятственный доступ к ним даже самым бедным развивающимся странам.
Однако газовый конфликт с Украиной сорвал российские планы в отношении саммита G8. Когда Москва перекрыла газовый кран, родился страх перед непредсказуемой Россией. ЕС подверг стратегическое энергетическое партнерство серьезному пересмотру, а Россия пригрозила, что будет продавать газ, предназначенный для ЕС, Китаю.
США начали проектировать альтернативные нефте- и газопроводы из прикаспийского региона в обход России. Казахстан был вырван из энергетического союза с Россией и объявил о готовности поставлять свою нефть на Запад через Кавказ и Турцию. Однако Казахстан настаивает, что сначала нужно прояснить юридический статус Каспийского моря. Сегодня без согласия всех сопредельных государств, в частности России и Ирана, по Каспийскому морю не может быть проложен ни один трубопровод. От США исходит стремление распространить НАТО на такие страны, как Грузия и Украина. Похоже, что в американском руководстве победила идея новой политики сдерживания в отношении России - политика, которую также проводят некоторые страны Центральной Европы.
Сегодня в Евразии снова сталкиваются различные геополитические концепции. США пытаются включить прикаспийские страны, богатые сырьевыми ресурсами, в новую Великую Центральную Азию, которая должна стать частью Великого Центрального Востока. Таким образом, энергетические резервы Каспийского моря будут прочнее привязаны к государствам ОПЕК в Персидском заливе.
Россия совместно с Китаем через так называемую Шанхайскую организацию сотрудничества пытается создать альтернативный центр власти - что-то вроде газового ОПЕК. Такие страны, как Индия, Пакистан и Иран размышляют, не стоит ли им присоединиться к ШОС в качестве полноправных членов. США стараются этому воспрепятствовать.
Германия находится в трудном положении. Сначала федеральный канцлер Ангела Меркель пыталась сыграть нечто вроде роли посредника между США и государствами Центральной Европы, с одной стороны, и Россией - с другой. Берлин в отношении Москвы предпочитает политику сотрудничества, а не сдерживания. Однако ввиду роста напряженности между Вашингтоном и Москвой Германии вряд ли удастся выступить в избранной роли.
После того как соседи России на юго-западе - Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия - создали новый демократический союз, чтобы быстрее попасть в НАТО и ЕС, никем не признанные сепаратистские республики Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье провозгласили новый альянс для совместной борьбы за независимость. Россия считает, что независимость Черногории и Косово могла бы стать моделью для этих республик.
Запад категорически отказывается следовать этой логике и обвиняет Россию в "неоимпериализме". Москва критикует "двойные стандарты" в западной политике. При такой напряженности Путину будет непросто обеспечить успех саммиту "большой восьмерки". Тем не менее, саммит в преддверии разрушительных революционных перемен на мировых энергетических рынках предоставляет ведущим индустриальным государствам уникальную возможность договориться о едином конструктивном образе действий и тем самым снизить вероятность реальной опасности возникновения войн за контроль над энергоносителями и за право их транспортировки.
Ободряет и еще один сигнал со стороны российского президента: Путин предложил США новые переговоры о сокращении стратегических ядерных вооружений. В первую очередь речь идет о замене соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений, срок действия которого заканчивается в 2009 году, сказал Путин. Одновременно он высказался за реорганизацию международных структур безопасности.
Александер Рар является экспертом по России в Немецком обществе внешней политики в Берлине
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях