Frankfurter Allgemeine | 28 июня 2007 г.
Немецкому школьнику, арестованному в Турции, грозит наказание и в Германии
Марко Деттвайлер
Резонанс, который вызвало дело Марко В., зашкаливает. Немецкие политики подвергают острой критике действия турецкого правосудия и обещают школьнику из Германии помощь. Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер требует немедленного освобождения школьника. Он призвал власти Турции "оказать помощь в поиске решения, при котором молодой человек как можно быстрее смог бы вернуться к своим родителям в Германию". С подобными заявлениями выступили и председатель фракции СДПГ Петер Штрук и премьер-министр Нижней Саксонии Кристиан Вульф (ХДС). Ответ Али Бабакана, ведущего переговоры с ЕС от лица Турции, последовал незамедлительно: "Мы не можем и не хотим вмешиваться в судопроизводство".
В чем же суть этого дела? Марко В., 17-летний гражданин Германии, проживающий в Ильцене, познакомился в Турции с 13-летней жительницей Британии. В номере отеля они познакомились еще ближе. Мать девочки подала заявление против Марко В., обвиняя его в развратных действиях в отношении своей дочери, в результате чего прокуратура Антальи начала следствие против немца. Молодой человек вот уже 11 недель находится в одной из турецких тюрем в камере с 30 другими заключенными. Судебный процесс над ним должен открыться в начале июля. Это пока что только факты.
Политическая предвзятость
Могло ли такое произойти в Германии? Высказывания некоторых политиков могут быть поняты таким образом, что Марко В. удерживается турецким правосудием не по праву. Руководитель фракции Христианско-демократического союза в бундестаге Фолькер Каудер (ХДС) еще раз настоял на этом и предупредил о возможных последствиях: "Я могу лишь донести до турецких властей: если вы не отпустите молодого человека, дорога Турции в Европу станет невероятно длинной".
Но на самом деле, с Марко В. в Германии могло бы случиться то же самое. Это подтвердила и прокуратура в Люнебурге. Она начала против школьника из Ильцена следствие в связи с "подозрением в нарушении права ребенка на сексуальное самоопределение". Основанием для следствия является параграф 176 Уголовного кодекса: "Для того, кто совершает сексуальные действия в отношении лица, не достигшего 14 лет (ребенка), или позволяет ребенку совершать их над собой, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 10 лет".
В заявлении о совершенных противоправных действиях нет надобности
Судебным органам Нижней Саксонии не потребовалось заявления, чтобы начать следствие по делу о развратных действиях в отношении ребенка. Достаточно и подозрений. Тот факт, что все происходило в номере гостиницы в Анталье, не играет здесь никакой роли. Согласно параграфу 5 Уголовного кодекса, немецкое правосудие "независимо от местного правосудия" распространяется и на те преступления, которые "совершаются за границей".
Волну несогласия в Германии вызвало размещение молодого человека в одной из тюрем Антальи. Подобное следствие могло быть начато и без помещения обвиняемого в тюрьму. Однако и в Германии любому 17-летнему иностранцу грозило бы предварительное заключение на время следствия: если бы дело касалось серьезного подозрения в совершении преступления и существовала бы опасность побега подозреваемого. У Марко В. нет постоянного места жительства в Турции, его собственные показания говорят не в его пользу, таким образом, турецкое правосудие действует здесь в рамках закона - пусть даже немного преувеличенно. Поскольку содержание под стражей должно быть еще и соответствующим (выдвинутым обвинениям. - Прим. ред.).
Сексуальные действия, скорее всего, имели место
В различных интервью Марко В. рассказал о том, что, по его словам, произошло между ним и его 13-летней подружкой. "Безобидное" описание событий того вечера выглядит примерно следующим образом: немецкий школьник встретился с девочкой в ее номере, они целовались, ласкали друг друга и оба выразили желание вступить в половые отношения, однако до этого дело не дошло. Об этом рассказывает Марко В. 13-летняя Шарлотта, со своей стороны, рассказывает о том, что заснула рядом с Марко. Когда она проснулась, Марко В. без ее согласия стал "тереться" о ее тело, пока не достиг оргазма. Уже "безобидного" описания молодого человека достаточно для того, чтобы интерпретировать его действия как "развратные" и вынести ему обвинение.
Выражали ли согласие на интимные отношения оба или девочку принуждали к ним, важно лишь для установления степени строгости наказания. Даже если 13-летняя Шарлотта заявит на суде, что она любит Марко и хотела вступить с ним в сексуальный контакт, в силу все равно вступит параграф 176 Уголовного кодекса. Одно только допущение сексуальных действий уже наказуемо.
Возраст Марко также не играет особой роли для обвинения. Школьник будет осужден в рамках совокупности правовых норм, касающихся молодежи, и наказание будет более мягким. В Турции это означает уменьшение срока заключения, в Германии это меняет "категорию" наказания: в Германии применяются воспитательные санкции.
Оправдательный приговор может быть вынесен в случае, если будет установлено отсутствие умысла. В преступлении может быть обвинен только тот, кому были известны обстоятельства преступления: если Марко В. считал, что флиртует с 15-летней, то он не сделал ничего запретного. И именно это ему теперь придется доказывать на суде.
Прокуратура Люнебурга начала следствие. Пока у судей нет ничего "применимого для начала судебного процесса", заявил пресс-секретарь прокуратуры. Если Турция передаст это дело в рамках правовой помощи Германии, то оно может закончиться судом. "Однако это является абсолютно независимым решением суверенной турецкой юстиции".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях