The New York Times | 28 июня 2007 г.
Alitalia ищет другого покупателя после отказа "Аэрофлота"
Эрик Сильверс
Итальянское правительство в среду потерпело неудачу в попытке найти покупателя для Alitalia - национального флагмана в области авиаперевозок, после того как российский "Аэрофлот" отказался от участия в конкурсе на приобретение авиакомпании.
"Аэрофлот" заявил, что выходит из конкурса, потому что консультанты компании не получили доступа к принципиально важной, по их словам, информации в отношении коммерческой деятельности Alitalia. В результате российская авиакомпания, которая работала над тем, чтобы изыскать 900 млн долларов для финансирования этой покупки, заявила, что не может "сформулировать хорошо обоснованное деловое предложение по реструктуризации Alitalia".
"Аэрофлот" также заявил, что условия, выдвигаемые потенциальному покупателю итальянским правительством, затрудняет деятельность по оздоровлению компании Alitalia.
Это решение ставит аукцион по продаже неприбыльной итальянской авиакомпании под угрозу краха, так как в качестве возможных покупателей остаются только более мелкий конкурент Alitalia компания Air One и инвестиционная группа MatlinPatterson Global Advisers.
Италия, как и остальная Европа, успешно провела приватизацию многих государственных компаний. Однако правительство испытывает трудности с продажей Alitalia после того, как оно само отказалось от попыток вдохнуть в компанию жизнь. Авиаперевозчик был убыточным каждый год начиная с 1998, даже в то время, когда все остальные представители авиационного бизнеса наслаждались прибылями.
Даже до выхода из конкурса "Аэрофлота" сложный процесс аукциона по продаже Alitalia, который продолжался уже полгода, был под угрозой прекращения из-за отсутствия претендентов.
Правительство установило невнятные условия, заявив, что не разрешит сделку, которая будет предполагать существенное сокращение рабочих мест или уменьшение рейсов Alitalia внутри Италии. Рим также потребовал, чтобы была сохранена "итальянская самобытность" компании, хотя так и не пояснил, что конкретно стоит за этим понятием.
"Существует нечто, что мы называем синдромом государственной авиакомпании, когда под контролем правительства авиакомпании действуют не столько как коммерческие предприятия, сколько как общественная служба", - говорит Патрик Йонг из Оксфорда, занимающийся авиационной сферой для консалтинговой компании Frost & Sullivan.
"Правительство должно четко пояснить, хочет ли оно выполнить общественный долг или создать коммерческое предприятие, способное существовать самостоятельно", - говорит Йонг.
Условия, выдвинутые для потенциальных покупателей, заставили консорциум во главе с частной компанией Texas Pacific Group выйти из конкурса после того, как его назвали в числе трех финалистов.
Серьезность намерений министерства финансов, которому принадлежит 49,9% акций Alitalia, также была поставлена под сомнение, после того как на прошлой неделе было принято решение снова принять в качестве участника конкурса MatlinPatterson - компанию, первоначально выступавшую в качестве части консорциума Texas Pacific.
В случае "Аэрофлота" российская компания предстала специалистом по реформированию, способным вернуть прибыли Alitalia. В качестве поддержки своего предложения она заявляла, что рейсы двух авиакомпаний могут дополнять друг друга, что поможет достичь эффективности. Она даже пообещала предоставить финансирование в 1,2 млрд долларов в доказательство серьезности своих намерений.
Предложения Air One и Matlin, которые должны быть сформулированы к 12 июля, должны предполагать покупку по крайней мере 30% Alitalia у правительства, за которой последует тендер на продажу остальной доли.
Тот, кто в итоге купит компанию, окажется перед трудной задачей. Ему придется иметь дело с профсоюзами Alitalia, который находятся на осадном положении несколько десятилетий и привыкли к забастовкам больше, чем кто-либо из их европейских конкурентов. Кроме того, придется бороться с укоренившимся стремлением отстаивать свои права среди работников, которые сохранили давние обиды, по словам критиков, устаревшие.
Более того, проблема компании в том, что в ней используются около дюжины старых самолетов разных типов, что увеличивает расходы на содержание и обучение.
Руководство Air One в среду сообщило лидерам профсоюза Alitalia, что его бизнес-план включает в себя сокращение 2350 рабочих мест с 2008 по 2012 годы, сообщает итальянское информагентство Ansa. В частности, будет уволено 1400 человек из бригад наземного обслуживания, 300 пилотов, 100 стюардов, и 550 сотрудников будут отправлены на досрочную пенсию, сообщает Ansa.
Если Air One преуспеет, это будет первый случай в истории промышленности, когда бывший основной авиаперевозчик страны поглощается более мелким конкурентом, говорит Йонг.
"Если Air One поглотит Alitalia, другие авиакомпании могут почувствовать уверенность, что и они могут купить государственные авиакомпании, - говорит Йонг. - Lufthansa, Air France-KLM и British Airways могут стать привлекательными объектами".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях