The Telegraph | 28 марта 2003 г.
В гибели Гагарина КГБ обвинил наземный персонал аэродрома
Бен Арис
Новые факты из секретных архивов КГБ, проливающие свет на гибель первого российского космонавта Юрия Гагарина, были опубликованы к 35-й годовщине его смерти.
Юрий Гагарин и его инструктор Владимир Серегин погибли 27 марта 1968 года в ходе испытательного полета на истребителе МиГ-15 на военно-воздушной базе в Чкаловске. Самолет, пилотируемый Гагариным, не смог выйти из крутого пике и врезался в землю недалеко от аэродрома.
Действительные причины крушения самолета Гагарина были засекречены. Однако в обществе появился ряд слухов о том, что гибель Гагарина была подстроена правящей коммунистической партией из-за пристрастия первого советского космонавта к алкогольным напиткам и женщинам, что дискредитировало его в глазах советской и мировой общественности.
По факту гибели Гагарина были проведены три официальных расследования - одно правительственное и два военных, в ходе которых следователи пришли к выводу, что катастрофа произошла не из-за механических неполадок, а в результате столкновения с птичьей стаей или внезапного маневра, проведенного пилотом, дабы избежать столкновения с аэростатом или другим самолетом.
Однако отдел контрразведки КГБ провел свое собственное секретное расследование, результаты которого были напечатаны российской ежедневной газетой "Комсомольская правда". В статье предполагается, что к катастрофе привели неквалифицированные действия наземного персонала аэродрома.
В тот день дежурный по Центру управления полетами полковник Ю. (полная фамилия не раскрывается) якобы предоставил Гагарину устаревшую сводку погоды. На самом деле погодные условия к этому времени существенно ухудшились. Команда техников, обслуживавших истребитель Гагарина, также не сообщила ему о дополнительных топливных баках, который были смонтированы под крыльями самолета.
В соответствии с правилами проведения испытаний таковые должны были проводиться только при хороших погодных условиях и без дополнительных топливных баков.
Как следует из результатов расследования, действия наземного персонала были квалифицированы как "грубое нарушение" действующих инструкций.
По мнению следователей, Гагарин, возможно, предполагал, что после выхода из облаков истребитель окажется на высоте 2700 футов над землей и у него будет достаточно времени для того, чтобы вывести машину из штопора. Однако на самом деле облака оказались на отметке 900-1200 футов. В результате самолет, пилотируемый Гагариным, который вошел в пике на высоте 12 тысяч футов, разбился вблизи города Киржач, в 80 км от Москвы.
По заявлению представителя российского космического агентства, 26 апреля на космодроме Байконур произойдет запуск космического летательного аппарата с российско-американским экипажем на борту. Это будет первый запуск летательного аппарата с момента последнего крушения американского космического корабля многоразового использования Columbia.
Российский космический корабль "Союз" доставит американского и российского астронавтов на Международную космическую станцию, на которой с ноября прошлого года уже работает экипаж их трех человек.
Ранее планировалось, что предыдущий экипаж МКС покинет станцию на американском шаттле Atlantis, однако НАСА приняло решение не проводить запуски космических шаттлов до окончания расследования катастрофы Columbia. В связи с этим экипажу МКС, вероятно, придется воспользоваться помощью российской стороны, заявляет агентство Reuters.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях