La Stampa | 28 марта 2006 г.
У царя неприятности
Корреспондент
"Саммит "большой восьмерки" будет проходить в накаленной атмосфере", - утверждает историк Ричард Пайпс из Гарвардского университета, один из крупнейших ныне живущих кремленологов. Кризисы в Белоруссии и на Украине не могут не повлиять на отношения Запада и России. Результаты выборов на Украине беспокоят историка уже не так сильно.
- Поражение партии президента Виктора Ющенко на парламентских выборах на Украине означает то, что "оранжевая революция" конца 2004 года уже утратила силу?
- Нет, если мы суммируем голоса, полученные Ющенко и партией его бывшей союзницы Юлии Тимошенко, то получим 40% по сравнению с 26,5%, которые получила партия пророссийского Виктора Януковича. Это означает, что "оранжевая революция" не исчерпала себя и все еще пользуется поддержкой большинства. Но между ее лидерами произошел раскол, что и позволило пророссийским партиям добиться реванша после поражения на президентских выборах.
- Однако, если Тимошенко придется сформировать коалицию с пророссийскими партиями, новое правительство Киева может оказаться враждебным по отношению к лидеру "оранжевой революции" и стать союзником Москвы:
- Посмотрим, как будут развиваться события. Потребуется время, и у меня складывается впечатление, что мы станем свидетелями многих политических игр. Альянс Янукович - Тимошенко пока не является фактом. Тимошенко может войти в союз с Ющенко. Ситуация постоянно меняется.
- Все было бы иначе, сохрани президент Ющенко свою коалицию.
- Это правда, президент не слишком хорошо поступил, что не сумел сохранить союз с такой амбициозной женщиной. Он ошибался, когда думал, что может справиться в одиночку. Но этот вопрос имеет отношение к соперничеству между лидерами, а не к изменению настроений украинского электората. Домино демократических революций в бывших советских республиках пока не перестало работать. Об этом свидетельствуют события последних дней в Минске.
- Как вы оцениваете то, что происходит в Белоруссии в связи с переизбранием президента Александра Лукашенко?
- По моему мнению, ситуация ободряющая. Думаю, что Александр Лукашенко все еще может рассчитывать на поддержку большинства граждан. Но тот факт, что оппозиция сумела организоваться, вышла на улицы и создала своего рода городское сопротивление, выступая против сотен вооруженных милиционеров в касках, показывает, что происходят подвижки, которые могут привести к более широким последствиям, я бы сказал, через год или два. Лукашенко, может быть, и одержал победу на выборах, не прибегая к подлогам, но кое-что в Белоруссии меняется.
- Как вы оцениваете реакцию Европейского союза и Соединенных Штатов, которые делают ставку на санкции против белорусского президента, чтобы поддержать оппозицию?
- Это верный путь. Будем надеяться, что они будут подкреплять свои слова конкретными делами. Лукашенко не сможет вынести тяжесть санкций со стороны Европейского союза и Соединенных Штатов. Эта ситуация схожа с той, в которой оказался "Хамас" на палестинских территориях: и в этом случае ЕС и США угрожали серьезными санкциями. Будем надеяться, что решимость ввести санкции с течением времени не иссякнет и что деньги не станут поступать "Хамасу" или правительству Лукашенко под тем или иным предлогом.
- Как могут повлиять события на Украине и в Белоруссии на саммит G8, который пройдет в Санкт-Петербурге летом этого года?
- Думаю, это будет накаленная встреча. Российский президент Владимир Путин подвергнется сильному давлению по вопросам, связанным с демократией и соблюдением прав человека. Предметом обсуждения станет его поддержка Лукашенко. Но одного лишь давления на Путина, по моему мнению, недостаточно. Лишь согласованные усилия европейцев и американцев в поддержку демократии в России и Белоруссии могут заставить Путина изменить его позицию и политику. Мы должны действовать более энергично.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях