Frankfurter Allgemeine | 28 марта 2007 г.
Два медведя
Михаэль Людвиг
Россия и Китай хотят углубить свое стратегическое партнерство и совместно позаботиться об обеспечении "демократизации международных отношений". Это предусматривает совместная декларация, которую подписали президенты обеих стран, Путин и Ху Цзиньтао, во вторник вечером в Москве. По словам председателя КНР, обе стороны стремятся к созданию многополярного мира. В Москве это было воспринято как явное послание в адрес Америки и как критика "унилатерализма" в политике Вашингтона. По своей сути, это соответствует тому, в чем Путин в агрессивном тоне упрекал Америку на мюнхенской конференции по безопасности.
Кроме того, очевидными стали общие цели по вопросу о ядерном споре с Ираном, а также о конфликте вокруг северокорейской ядерной программы. Для Китая и России в этих вопросах речь идет в первую очередь о доказательстве того, что без их участия принять окончательное решение будет невозможно. Они хотят ограничить влияние Америки прежде всего в Центральной Азии. Общим инструментом уже давно стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую наряду с Россией и Китаем входят и 4 бывшие советские республики Центральной Азии. Сотрудничество внутри ШОС будет углубляться.
Пограничная охрана на границе с Афганистаном ненадежна
Два года назад ШОС потребовала от американцев назвать дату вывода их войск из Центральной Азии, которые находятся там с момента начала войны в Афганистане. Как русские, так и китайцы не согласны с военным присутствием американцев на своем "заднем дворе". К опасениям по поводу того, что это присутствие может только укрепиться, прибавляется и озабоченность тем, что Америка сможет воспользоваться своим присутствием для реализации политических целей и насаждения демократии. Следствием этого стала координация усилий, направленных на то, чтобы вытолкнуть США из региона.
Китай и Россия пришли в Москве к соглашению об углублении политического, военного и экономического сотрудничества в рамках ШОС. Совместными усилиями планируется создать вокруг Афганистана зоны безопасности, чтобы воспрепятствовать контрабанде наркотиков. Российская сторона предпочитает использовать для этих целей совместные войска, состоящие как из русских, так и из военнослужащих Центральной Азии, поскольку наркотики из Афганистана вывозятся зачастую с хорошо вооруженной охраной в так называемых "наркокараванах". С другой стороны, пограничная охрана на границе с Афганистаном, например, в Таджикистане, крайне ненадежна.
Еще одной проблемой является причастность некоторых центральноазиатских политиков к контрабанде и торговле наркотиками. И эту проблему не решить при помощи военного присутствия.
"Газпром" зарезервировал газ из Центральной Азии
Интересы России и Китая в Центральной Азии, несмотря на неоднократно озвученные общие цели, не всегда совпадают. В России уже неоднократно предупреждали о том, что не стоит делать ШОС слишком сильной, чтобы не дать китайцам слишком много возможностей иметь слишком веское слово в Центральной Азии. К этому же относится и соперничество за право обладания центральноазиатскими ресурсами.
В этом регионе сосредоточена примерно одна пятая мировых месторождений нефти и газа. Россия не только обладает монополией на транзит нефти и газа в направлении Запада, но контролирует в результате этого доступ производителей этих ресурсов на мировой рынок. Российский государственный концерн "Газпром" также зарезервировал для себя на длительный срок значительное количество центральноазиатского газа.
Страх перед динамикой китайской экономики
Испытывающий энергетическую жажду Китай похож на европейцев, которым также закрыт доступ к центральноазиатским ресурсам, а осуществление проекта по строительству газо- и нефтепроводов в Китай продвигается медленными темпами. С этого года Китай импортирует нефть из Казахстана по новому нефтепроводу. О поставках туркменского газа между русскими и китайцами ведутся закулисные споры.
Несмотря на страх России перед демографической и экономической экспансией китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке, отношения между Россией и Китаем находятся сегодня на таком уровне, как никогда ранее. Российские опасения вытекают, в первую очередь, из высокой экономической динамики в северо-восточных провинциях Китая и бедственного экономического положения Сибири и Дальнего Востока, которое приводит к оттоку русских из этих регионов.
Обеспокоенность Москвы вызывает и внешняя торговля
Одно из подписанных в эти дни экономических соглашений, предусматривающее китайский миллиардный кредит, выделенный на развитие региона Центральной Сибири, а также принятое решение об облегчение экономических контактов в приграничном районе вызывают самые разные оценки. В России опасаются, что китайские предприниматели будут использовать новые возможности интенсивнее российских, а также того, что это широко распахнет двери для китайской экономической экспансии.
Поводом для опасений Москвы становится и развитие внешней торговли. Россия все еще имеет позитивный баланс, но около 90% российских товаров - это природные ресурсы, прежде всего нефть, а также продукты. Экспорт в области машиностроения сократился. При этом китайцы поставляют преимущественно продукцию машиностроения и все больше техники и электроники. Россия является, как и в случае с ЕС, поставщиком сырья, который не может конкурировать со странами, продающими продукцию перерабатывающей промышленности. В этой связи в России распространяются опасения, связанные с тем, что страну задавит китайская промышленность, как это уже произошло на Дальнем Востоке.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях