La Stampa | 28 марта 2007 г.
Тибет продается за 100 млрд юаней
Франческо Сиши
Огромный денежный поток должен похоронить влияние Далай-ламы и крепко привязать Тибет к Китаю. Именно таков политический смысл китайского плана по инвестированию в Тибет целых 100 млрд юаней, или почти 10 миллиардов евро. Головокружительная сумма пойдет на реализацию 180 инфраструктурных объектов за период до 2010 года.
Масштабные планы
Первым проектом является уже существующая железная дорога, соединяющая Лхасу, столицу высокогорного Тибета, с остальной территорией Китая. Эта железнодорожная ветка должна быть продлена до Сигазе, второго по величине города в регионе. Другая важная серия проектов предусматривает проведение электричества, водопроводов и фиксированных телефонных линий в крупнейших населенных центрах Тибета, в основной массе очень бедных. Большая часть населения Тибета занята в пастбищном хозяйстве (овцы или яки) или занимается отгонным скотоводством. Этот образ жизни действительно выводит тибетцев из-под контроля со стороны центрального правительства, которое недовольно влиянием на местное население Далай-ламы, бога-короля Тибета, находящегося в настоящее время в изгнании после неудавшегося антикитайского восстания в 1959 году. Далай-лама на протяжении многих лет выступал за независимость Тибета, и если сегодня он отказался от этих требований, то все же продолжает выступать за широкую автономию для Тибета и вывод китайских войск, дислоцированных в регионе, а также оказывает поддержку слабеющему тибетскому правительству в изгнании.
Протесты изгнанников
Появление телефонов и электричества, в первую очередь, приблизит тибетских пастухов к центральному китайскому телевещанию и миру телекоммуникаций. Электричество и телефоны косвенным образом улучшат качество жизни тибетцев и должны убедить их на конкретных примерах в добрых намерениях Пекина по отношению к ним. В период с 1994 по 2005 год центральное китайское правительство инвестировало в Тибет 63 млрд юаней, в надежде завоевать сердца тибетцев. Тибетцы, живущие в изгнании, всегда обвиняли Китай в использовании экономических рычагов с целью изменения экосистемы Тибета и разрушения традиционной культуры региона. И именно живущие в изгнании начали сражение против проекта строительства железной дороги, официально открытой 1 июля 2006 года, которая является единственным средством сообщения, впервые соединившим Пекин и Лхасу.
Вторжение хань
Все эти усилия пока привели к довольно противоречивым результатам. Тибетцы, ставшие богаче благодаря китайским инвестициям, все так же посещают храмы и все так же работают. Когда Пекин сократил число религиозных мероприятий, тибетцы просто стали больше молиться и больше жертвовать на благотворительность. На деле, проекты по строительству железной дороги и другие коммерческие проекты осуществляются в основном рабочей силой, представленной народностью хань, которая составляет большинство населения Китая. И, вероятнее всего, на реализацию новых проектов и впредь будут направляться китайцы - хань. Иными словами, все большее число этнических китайцев будет обосновываться в Тибете. Это еще больше должно связывать высокогорье с остальной частью страны, однако вряд ли тибетцы превратятся в меньшинство.
Большинство китайцев плохо переносят неблагоприятный климат региона, где местное население привыкло к недостатку кислорода, а также легочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Кроме того, все большая интеграция Тибета в остальной Китай усиливает влияние тибетской культуры среди хань. Так же как сегодня на Западе в моде китайская медицина, так в Пекине и Шанхае, где 95% населения составляют хань, в моде тибетские лекарства и методы лечения.
С усиливающимся влиянием буддизма во всех слоях китайского общества, ламаистский буддизм, организованный почти в такую же Церковь, как Католическая, обретает влияние во всем Китае. Живые тибетские Будды, "ринпоче", пользуются уважением и почтением на всех уровнях китайского общества, в том числе и среди руководителей партии, которые все увереннее открывают у себя собственную духовную сферу после ухода воинствующего маоизма. Идея одержать верх над духовным влиянием Далай-ламы и ламаизмом при помощи денег изначально кажется провальной. Но, быть может, речь идет о тактике. Далай-лама чувствует себя плохо и вскоре может умереть.
Пекин уже дал понять, что хочет возглавить избрание следующего Далай-ламы. По традиции, его преемник реинкарнируется в ребенка, и группа монахов должна его признать. Далай-лама уже сказал, что его воплощение может родиться за пределами Тибета. Таким образом, начинается этап религиозных споров между Далай-ламой и антидалай-ламой, как несколько веков назад в Католической церкви были Папа и антипапа. Таким образом, Пекину требуется заручиться определенным доверием, чтобы иметь возможность возглавить выбор своего Далай-ламы и бросить тень на другого. Что может быть лучше в этом случае, чем начать с того, чтобы вылить на Тибет тонны юаней?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях