Libération | 28 марта 2007 г.
Саудовская Аравия выступает в роли "регионального крестного отца"
Кристоф Айяд
Саммит Лиги арабских государств в Эр-Рияде призван возобновить мирный процесс на Ближнем Востоке
Арабский саммит в Эр-Рияде, открывшийся сегодня утром, придает новый статус Саудовской Аравии, решившей взять на себя функции регионального крестного отца. Уже несколько месяцев саудовское королевство проявляет заинтересованность во всех горячих проблемах современности: палестино-израильском вопросе, гражданском конфликте в Ливане, гражданской войне в Ираке и кризисе, вызванном иранскими ядерными амбициями. Из-за недоверия и соперничества отношения с Исламской Республикой Иран красной нитью проходят через все проблемы и структуры Саудовской Аравии.
Иранская "угроза"
Если Саудовская Аравия, обычно сдержанная и приверженная "денежной" дипломатии и Корану, решила выйти на свет божий, значит иранская "угроза" задевает ее жизненные интересы. Дело еще и в том, что Соединенные Штаты, стратегический партер и гарант безопасности королевства с 1945 года, похоже, все хуже справляются с региональными кризисами. И, наконец, в том, что король Абдалла, взошедший на трон летом 2005 года, разбудил дипломатию, спавшую в последние годы царствования короля Фахда. Воспользовавшись ослаблением Египта, обессиленного нескончаемым концом правления Хосни Мубарака, саудовское королевство встало во главе арабского умеренного, то есть проамериканского, лагеря. Знак времени, свидетельствующий о новом положении Эр-Рияда, "арабская семья" собралась в полном составе (за исключением Каддафи из Ливии, обидевшегося на короля Абдаллу из-за предполагаемого заговора) по случаю саммита, который пройдет сегодня и завтра.
Еще будучи наследным принцем, Абдалла в интервью американскому журналисту Томасу Фридману упомянул мирное предложение, сделанное Израилю. В предложенном Лигой арабских государств в 2002 году в Бейруте плане, который предполагается воскресить на этой неделе на саммите в Эр-Рияде, арабские страны предлагают Израилю мир и нормализацию ситуации в обмен на создание палестинского государства. Тель-Авив отверг план, во всякой случае в бейрутской версии, на том основании, что в нем упоминалось право на возвращение палестинских беженцев, и больше ничего не было сказано о нормализации. Другую проблему представлял статус Голанских высот и Восточного Иерусалима.
Раздражение Израиля
В предложение, вновь сделанное Эр-Риядом, не внесено никаких поправок. Но разница в том, что теперь США проявляют интерес к этой инициативе, в свое время высокомерно проигнорированной администрацией Буша. Завязший в Ираке, столкнувшийся с усилением "радикальной" оси, возглавляемой Ираном и включающей в себя Сирию, ливанскую "Хизбаллу" и даже палестинский "Хамас", Вашингтон отчаянно ищет возможность возобновления палестино-израильского мирного процесса, находящегося в коме с момента начала второй интифады в сентябре 2000 года.
Осторожное одобрение, высказанное госсекретарем США Кондолизой Райс в ходе закончившейся вчера поездки по региону, вызвало раздражение у Израиля. "Американцы не должны приносить нас в жертву, чтобы улучшить свои отношения с Саудовской Аравией", - предупредил вчера высокопоставленный израильский чиновник, попросивший не называть его имя.
Саудовская Аравия вновь обращается к мирному плану и открывается для примирения "Фатха" и "Хамаса" в ходе февральского саммита в Мекке из опасений, что ситуация может выйти из-под всякого контроля, что будет на руку самым радикальным элементам. "Хамас", протеже Саудовской Аравии, все больше сближался с Тегераном после бойкота, объявленного США и ЕС вслед за его победой на выборах в январе 2006 года. Это грозило появлением на палестинских территориях "новой Хизбаллы", на этот раз суннитской. Но вхождения "Хамаса", все еще отказывающегося формально признать Израиль, в правительство национального единства недостаточно, чтобы гарантировать возвращение за стол переговоров. Вчера израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт по настоянию США согласился на регулярные встречи (раз в две недели) с палестинским президентом Махмудом Аббасом, однако отказался на этих встречах вести речь об окончательном статусе территорий.
В Ливане Эр-Рияд, бывший крестным отцом Таефского мирного соглашения (1989 года) и правительства Фуада Синьоры (и проправительственного суннитского парламентского большинства, лидер которого, Саад Харири, больше времени проводит в Джедде, чем в Бейруте), также конкурирует с Ираном в лице шиитской "Хизбаллы", требующей блокирующего меньшинства в правительстве. В начале войны прошлого лета Эр-Рияд без колебаний назвал "авантюризмом" похищение израильских солдат. Оказывая финансовую помощь правительству Синьоры, Эр-Рияд предпринял переговоры на более высоком уровне, начав прямой диалог с Тегераном.
Этот диалог затрагивает ядерный вопрос, который может обеспечить Ирану решающее преимущество в регионе. В этой области Саудовская Аравия, которая сама ищет способы получения атомной энергии, предпочитает дипломатическое сдерживание планируемым в Вашингтоне военным ударам, которые определенно ввергнут регион в хаос.
То же "расхождение" взглядов наблюдается между Эр-Риядом и Вашингтоном в иракском вопросе. Саудовская Аравия обеспокоена засильем во власти шиитов, которым выгодно американское вторжение и распространяющееся иранское влияние. Королевство, в котором восточная нефтяная провинция населена шиитами, обеспокоено судьбой иракских суннитов и ждет, когда Вашингтон окажет на иракское правительство давление и заставит его усмирить шиитские формирования. В противном случае, грозятся некоторые близкие к власти саудовские аналитики, Эр-Рияд будет вынужден вступить в конфликт для защиты суннитских интересов и выступить против своего давнего персидского соперника.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях