Der Spiegel | 28 марта 2008 г.
Prada вместо "Правды"
Кармен Эллер
Долой меховые шапки и шик в стиле "Доктора Живаго"! Молодые московские дизайнеры не хотят ничего знать о "российском стиле". Они теперь вдохновляются идеями в духе Star Trek и внимают эзотерическим тенденциям - и отправляют на подиум мужчин в розовых платьях
Модель в парике эпохи Моцарта пружинящей походкой выходит на подиум. Гордо дефилирует мимо гостей и позирует перед трибуной для прессы. Руки на бедрах, секундная остановка, флирт с объективами фотокамер. Музыкальный микс из оперных арий и тяжелого рока, в зале раздаются звуки ударных и смычковых инструментов. Элегантный разворот под вспышки фотокамер. Прощание движением глаз - и подиум свободен для другой модели, напоминающей амазонку и Жанну д'Арк одновременно.
"Рефлексия" - так свою новую коллекцию Prêt-à-porter de luxe назвала украинский дизайнер Наташа Глазкова. На ее странице в интернете можно прочитать, что она видит женщину в качестве "импульсивной силы эволюции". Эту мысль Глазкова переложила на выглядящее естественным сплетение облаков твида и шелка.
В российской столице наступил вечер, окутанный туманом. В пяти минутах ходьбы от Красной площади играют спектакль, главная роль в котором отведена дорогим тканям: это Неделя высокой моды в Москве. В Гостином дворе, архитектурной жемчужине XVIII века, один за другим в течение многих часов проводятся показы мод.
В среднем у каждой модели секунд по 30 для того, чтобы превратить кусочек ткани в сенсацию. Хотя бы ненадолго, а если повезет, то и на весь сезон.
В главном зале состоятельные гости мероприятия прохаживаются по шоу-румам российских домов моды и пробуют на ощупь разноцветные материалы. Облаченные в наряды от Prada, на шпильках, некоторые гостьи лишают даже профессиональных моделей возможности блистать на показе. Одна дама одета в черный топ, украшенный лимонно-желтыми перьями.
"Невероятно, что произошло с российским миром моды за последние 15 лет", - говорит Надя Герасимова, которая ждет на трибуне для прессы начала нового показа. Эксперт в области моды, эта журналистка с рыжими волосами и стрижкой с челкой работает на белорусском государственном телевидении. Она впервые будет делать репортаж в этом году о Неделе высокой моды в Москве. "У нас в Белоруссии у дизайнеров мало возможностей, - рассказывает она. - Талантливые люди уезжают в основном в Москву. В отличие от ситуации у меня на родине, в России мода стала бизнесом".
И на самом деле, Россия семимильными шагами преодолела путь от "Правды" к Prada", как однажды сформулировала внушающая страх британский модный критик Сьюзи Мендес.
На этой неделе свои коллекции представят более 50 домов моды, пестрый веер бутиков влечет на улицы столицы клиентов из высшего общества.
Хотя Москва и не может пока тягаться с такими столицами моды, как Париж, Нью-Йорк, Милан или Лондон, российские дизайнеры уже давно сделали себе имя и за границей. И прежде всего это Валентин Юдашкин.
Русский стиль: мех и шерсть, значит "городской и европейский"
Царь моды, небольшого роста, с длинными черными волосами, создает одежду для Светланы Медведевой, будущей первой леди России. Благодаря Юдашкину и российские военные теперь приобщились к моде. Для парада Победы 9 мая звездный дизайнер приготовил для военных новую униформу.
В первую десятку модных российских дизайнеров входит и Игорь Чапурин. Он неоднократно делал эскизы для балетных постановок в Большом театре. С 2005 года модели в созданных им нарядах шествуют по подиумам Парижа. Вдохновение для своей новой осенне-зимней коллекции, которую он назвал "Анна Каренина", он черпал в произведениях Льва Толстого. В его коллекции преобладают меха и шелк.
Ответы на вопрос о тенденциях российской высокой моды так же разнообразны, как дизайнеры, представленные в Гостином дворе. "Русский стиль только начинает формироваться, - считает Надя Герасимова. - В любом случае натуральные материалы, такие как мех или шерсть, являются типично русскими".
Известный дизайнер Изета Гаджиева, чья новая коллекция основана на мехах эксклюзивной обработки, полагает иначе: "Моя мода городская и европейская. Мне никогда не было интересно развивать русский стиль. В мире моды существуют скорее международные, а не национальные тенденции".
Анастасия Сергеева, одна из трех дизайнеров, создающих одежду для бренда Marmalade, считает: "Россия находится в поиске самой себя. Мы находимся в самом начале". Ее идеально уложенные темно-рыжие волосы блестят в цвете софитов. "Медленно, но верно мы занимаем позиции на мировом рынке, - рассуждает она. - С одной стороны, очень непросто работать в это время, с другой - очень увлекательно". В ее собственных моделях актуальные тенденции соседствуют с элементами стиля XIX века. Она отвергает кичевый фольклорный стиль или банальные ассоциации а-ля матрешка: "Это не дизайн, а ярмарка".
Серебряный, черный, белый - все блестит и сверкает
Уже в первые дни Недели высокой моды в Москве становится понятно: русского стиля как такового нет. Может, пока. И может, его никогда и не будет.
Возможно, еще будут экстравагантные модные показы, напоминающие зимнюю сказку и царские времена. Тяжелые меха, пушистые муфты. Молодые российские дизайнеры идут и на эксперименты, некоторые из них даже отказываются от присущей шоу эстетике. И делают зимние коллекции, далекие от стиля а-ля "Снежная королева" или "Доктор Живаго".
В конце концов, совсем не оригинально, когда клише превращается в одежку. Неожиданно нетрадиционно прошел показ малоизвестного бренда 13:20, названного в честь календарного кода древних майя. Модели медленно двигаются по подиуму в полутьме.
На большом экране за подиумом маршируют их смоделированные на компьютере alter ego в сапогах со сферическим свечением. Коллекцию в стиле "унисекс", выдержанную в холодных цветах, освещают всего несколько прожекторов. Серебряный, черный, белый, все блестит и сверкает. Коллекция вызывает ассоциации с сериалом Star Trek ("Звездный путь"). Звучит угрожающе громкая электронная музыка.
Кульминацией мужества дизайнеров Елены Кудиной и Ольги Райниш становится осенне-зимняя коллекция с нежно-розовым платьем для не страшащихся капризов моды мужчин.
Незадолго до полуночи в Гостином дворе подходит к концу последний показ этого вечера. Гости устремляются к выходу из этого дворца моды и окунаются в московскую ночь, где их уже ждут водители.
Молоденькая девушка в искусственном белом мехе, на руке которой болтается золотая сумочка, еще несколько минут играет на выходе в модель. Перед объективом фотоаппарата своей подруги она ненадолго с дерзким блеском в глазах распахивает свою шубку.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях