The Washington Post | 28 мая 2001 г.
В Чечне без перемен
Редакционная статья
В то время как правительства стран Запада мобилизуют своих высокопоставленных чиновников на прекращение кровавых конфликтов на Балканах и Ближнем Востоке, у них под боком идет намного более кровавая война, которую намеренно не замечает никто, кроме нескольких групп правозащитников и дипломатов низкого ранга. Несколько последних дней были характерными для Чечни. В прошлые выходные в Грозном было убито 11 человек, в том числе трое детей. Российский вертолет нанес 11 ракетных ударов по горным селам на юге республики. А новый министр обороны России Сергей Иванов выступил в защиту полковника, которого обвиняют в изнасиловании и убийстве 18-летней девушки - это один из нескольких тысяч подобных случаев, которые должны рассматриваться в суде. Ни одно из этих событий не привлекло большого внимания ни на Западе, ни в России.
Возможно, это самое поразительное достижение президента России Владимира Путина, который 20 месяцев назад развязал вторую чеченскую войну. Путин выполнил очень немногие - если вообще выполнил хоть какие-то - из своих обещаний в отношении Чечни. Он не подавил - как обещал россиянам - чеченское сопротивление, несмотря на гибель, по меньшей мере, 3 000 российских солдат и 30 000 чеченцев; столкновения продолжаются ежедневно, и число погибших каждую неделю исчисляется сотнями. Он не положил конец - как обещал Западу - серьезным нарушениям прав человека со стороны российских военнослужащих; он не провел серьезного расследования даже самых тяжких преступлений, таких как обнаруженное три месяца назад около российской военной базы захоронение с телами 51 чеченца. Путин уже отказался от ранее сделанного в январе обещания сократить численность российских войск в Чечне с 80 000 до 20 000; после того, как Чечню покинули лишь 5 000 военнослужащих, дальнейший вывод войск был приостановлен.
Однако Путин достиг явного успеха в подавлении внутреннего и международного сопротивления войне, которая не менее жестока и которая обходится не менее дорого, чем балканская. После завершения правительственной кампании против телеканала НТВ, создавшего себе репутацию независимым освещением событий в Чечне, в российских СМИ редко появляются серьезные репортажи о войне. Большинство газет и телеканалов, как попугаи, повторяют правительственную точку зрения. Тем временем попытки ОБСЕ и ООН направить в Чечню наблюдателей или экспертов в области прав человека натолкнулись на серьезное сопротивление. Не раз Путин сначала говорил европейским министрам, что ОБСЕ может присылать в Чечню своих наблюдателей, а затем давал своему министру обороны указание их туда не пускать, ссылаясь на соображения безопасности. Единственной уступкой России международной общественности стало разрешение нескольким экспертам в области прав человека из Совета Европы работать в резиденции российского уполномоченного по правам человека в Чечне. Но даже этим экспертам не разрешили посетить массовое захоронение, где тела чеченцев лежали со связанными руками и явными признаками пыток и расстрела без суда и следствия.
Пока западные правительства предпочитают не замечать происходящего в Чечне. На международных совещаниях принимаются соответствующие резолюции; вопрос о Чечне упоминается в конце повестки дня двусторонних встреч. Однако выражения обеспокоенности, как и лицемерная реакция со стороны России - совершенная проформа. Ни одно правительство, включая администрацию Буша, не считает, что Чечня может серьезно осложнить отношения с Путиным. В условиях отсутствия интереса к Чечне систематическое разрушение чеченских сел и пытки мирных граждан российскими военнослужащими спокойно продолжаются. Отсюда возникает вопрос: почему правительство, которое ведет такую войну, скрывает информацию о ней и отвергает международные усилия по контролю за соблюдением прав человека, должно быть желанным гостем на ежегодном саммите развитых демократических стран? Лидеры "большой семерки" должны дать на него ответ до начала своей летней встречи в Италии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях