Financial Times | 28 мая 2002 г.
Проблема с Путиным
Борис Березовский
У Владимира Путина есть все качества, которые Запад всегда хотел видеть в президенте России: демократ, выступающий за порядок; сильная личность, обратившая в бегство преступников и коррупционеров; уравновешенный и здравомыслящий человек, чье поведение резко отличается от тех номеров, которые, напившись, выкидывал его предшественник. Но действительно ли он так хорош для России?
Путин - это продукт царско-советской системы госбезопасности, традиционалист, считающий авторитаризм единственным способом сохранения порядка и отстаивания государственных интересов. Так его политическая, военная и судебная реформы, основанные на "диктатуре закона", свели на нет прогресс, достигнутый администрацией Ельцина. Они были осуществлены в ущерб важным свободам, которые являются неотъемлемым атрибутом прогрессивного государства.
Путин сосредоточил рычаги управления государством в своих руках, урезав полномочия региональных лидеров. Кроме того, при нем бюрократия, унаследованная от советской эпохи, пустила еще более глубокие корни - в ущерб подотчетности чиновников.
Пользуясь высокими ценами на нефть, не имея продуманной программы экономических реформ, он добился популярности тем, что не стал принимать меры, которые в среднесрочный период потребовали бы экономических жертв, но они восстановили бы доверие к долгосрочным финансовым обязательствам государства. В результате он породил надежды, которым не суждено сбыться.
Более того, он ограничил свободу слову. Путин покончил с независимостью СМИ и подорвал к ним доверие. Он ведет жестокую войну против российских граждан в Чечне, где он мог бы установить мир, признав легитимность лидеров этой республики.
Все это говорит о том, что культивируемый за рубежом образ Путина является столь же искаженным и беспринципным, как и его программа реформ.
Единственная альтернатива - истинные демократы, верящие, что свобода слова и прогресс базируются на трех стратегических приоритетах, в основе которых лежит концепция, которую я называю "совершенным либерализмом".
Первым из этих приоритетов является либерализация личности и общества. Выросло новое поколение россиян, принадлежащих к среднему классу. Они любят Россию, и у них есть свои идеалы. Они верят в свои силы и возможности и в работе руководствуются строгими этическими нормами.
Это новые "свободные граждане" России, и главная задача либерального правительства должна заключаться в том, чтобы создать условия, в которых эти граждане смогли бы лучше проявить себя. Людей нужно оставить в покое - позволить им создавать компании, открывать магазины и кафе, а также ездить за рубеж. А это, в свою очередь, зависит от того, удастся ли воспитать у них чувство личной ответственности.
Вторым приоритетом является либерализация государства - принципиальная и структурная. Принципиальность либерализации означает необходимость отмены всех указов и законов, противоречащих конституции РФ, признание главенства личных интересов над государственными и разделение властей. Оба принципа содержатся в конституции, но Путин их нарушил своим указом, устанавливающим "диктатуру закона" и "вертикальную структуру власти", в результате которой полномочия семи созданных федеральных округов были серьезно урезаны в пользу президента. Либеральное правительство должно немедленно отменить эти указы.
Структурная либерализация государства главным образом означает перестройку отношений между Москвой и регионами. Не Москва должна решать, какие полномочия будут принадлежать ей, а какие можно делегировать регионам, а наоборот. Это должно обеспечить регионам большую свободу и гибкость во взаимодействии с Москвой и друг с другом.
Что касается третьего приоритета, то либеральное правительство должно перестроить внешнюю политику России, чтобы она основывалась на принципе, который я называю "контроль, а не захват". Россия должна отказаться от своей прежней политики захвата и обладания, которая ввергла нас в такие авантюры, как оккупация Восточной Европы, интервенция против Афганистана и разрушение Чечни. Вместо этого следует придерживаться политики контроля через влияние.
Основываясь на этих принципах, Россия должна восстановить единое экономическое и военное пространство внутри СНГ, интегрироваться в европейское сообщество путем вступления в ЕС и НАТО, осознать ведущую роль США в мировой политике, понять, что это означает для российско-американских отношений, и сделать так, чтобы в долгосрочном плане Китай оказался заинтересован в сильной, либеральной России.
Эти приоритеты содержатся в программе возглавляемой мной партии Либеральная Россия.
Это тот курс, который, несмотря на все его недостатки, начал Борис Ельцин, но с которого, несмотря на его обманчивое обаяние, сошел Путин. Если мы не вернемся на прежний курс, то мы, россияне, окончательно потеряем свою дорогу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях