Статьи по дате

Le Monde | 28 мая 2007 г.

Весь мир в движении

Редакция

Международная политика и связанные с ней конфликты снова напросились на Каннский фестиваль. 24 мая фильм россиянина Александра Сокурова "Александра", рассказывающий о чеченском конфликте в приемлемой для Кремля форме, был показан на фестивале. В субботу, 26 мая, в программу был включен показ документального фильма "Бунт: дело Литвиненко", посвященного русскому оппозиционеру, который поселился в Лондоне и умер вследствие отравления полонием, в котором мог быть замешан Кремль.

Заместитель директора фестиваля по художественной части Тьерри Фремо признается, что хотел составить программу фестиваля в соответствии с правилами политических дебатов, представив две противоположные точки зрения на один и тот же вопрос. В отличие от художественного фильма признанного кинорежиссера Сокурова, документальный фильм о смерти бывшего российского шпиона, снятый неизвестными, демонстрировался вне конкурса. Первый фильм ставит вопрос об ответственности художника, берущего в качестве материала современную историю, второй - еще не показанный прессе - кажется необработанным документом, которому суждено повлиять на ход событий.

Каннский фестиваль в который раз подтвердил свою роль трибуны планетарного масштаба. В последние годы ею активнее всего пользовалась демократическая оппозиция президенту Бушу - взять хотя бы документальный фильм Майкла Мура, фильм о кампании Альберта Гора по борьбе с всемирным потеплением или совсем анекдотичный случай - показ в 2004 году короткометражного фильма, снятого дочерью Джона Керри, участвовавшего в тот момент в предвыборной кампании. Сегодня споры на набережной Круазетт сместились в пространство между Москвой и Грозным.

Можно испытать некоторую неловкость оттого, что судьба Чечни или будущее демократии в России находятся в одном информационном пространстве с новым имиджем Шэрон Стоун. Но такие вторжения реального мира в искусственный универсум фестиваля имеют право на существование. Кинематограф продолжает оставаться видом искусства, чрезвычайно чувствительным к мировым процессам, даже в самых неожиданных выражениях - так, фильмы об американских супергероях изменили тональность после 11 сентября 2001 года. Другая крайняя точка спектра - современная история Китая или Ирана через призму художественных фильмов кинорежиссеров Цзя Чжан-ке или Аббаса Киаростами.

С самого своего рождения Каннский фестиваль смешивал историю с легкомыслием: в 1946 году "Рим - открытый город" Роберто Росселлини соседствовал с музыкальной комедией "Король и я". На протяжении 60 лет фестивалю удавалось быть отражением художественного средства, одновременно являющегося индустрией, массовым развлечением, искусством и выразителем сомнений, страхов и надежд современного мира. Он останется таковым до тех пор, пока кино сохранит свою способность напоминать.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru