The New York Times | 28 ноября 2001 г.
Голос России в НАТО
Редакция
Всего несколько месяцев назад идея о том, что Россия будет задействована в руководстве НАТО, показалась бы неестественной. Напряжение Холодной войны ослабевало, но не очень быстро. Затем пришло 11 сентября, произошел потенциально исторический сдвиг отношений России с Западом. На прошлой неделе глава НАТО предложил строить партнерские отношения с Россией, которые позволили бы Москве участвовать в принятии решений по определенным направлении политики. Смелая идея. Направления необходимо определить более точно, но наиболее вероятные варианты - это борьба с терроризмом, ограничение распространения современных видов вооружений, миротворческие обязанности.
Предложение НАТО, сделанное с одобрения Вашингтона и переданное генеральным секретарем альянса лордом Робертсоном - важный шаг к сближению России и Запада. Чтобы найти точное равновесие между серьезным голосом Москвы и сохранением свободы действий НАТО по таким вопросам, как военное вмешательство и расширение, придется вести сложные дискуссии. Несмотря на то, что в последние годы отношения НАТО и России улучшились, Москва не имеет права голоса в НАТО и порой чувствует себя ущемленной действиями альянса. В некоторых сферах ситуация не изменится. В отличие от членов НАТО Россия не получит возможности блокировать любые решения. Вашингтон не согласится на то, чтобы Россия получила право вето в отношении военных действий НАТО в будущих европейских конфликтах, подобных войне в Югославии 1999 г. Однако новые соглашения с НАТО могут подтолкнуть Россию к тому, чтобы снять возражения против расширения альянса на территорию бывших балтийских республик Советского Союза, что может произойти в будущем году. Президент России Владимир Путин недавно сказал, что если отношения России с НАТО существенно улучшатся, Москва перестанет возражать против расширения альянса.
НАТО был образован после Второй Мировой войны и представлял собой антисоветский военный альянс. После дезинтеграции советской империи альянс начал развиваться в новых направлениях, брать на себя ответственность за миротворческие миссии на Балканах, поддерживать войну Америки с терроризмом. Москва послала в Боснию и Косово своих миротворцев и подтолкнула среднеазиатских союзников к тому, чтобы пустить американские вооруженные силы на свои аэродромы для ударов по Афганистану.
Новые отношения могут формализовать такие виды сотрудничества и дать Москве право участвовать в принятии решений по вопросам, вызывающим у нее законную озабоченность. Это также покажет, что усилия Путина по сотрудничеству с Западом и поддержка Вагшингтона после 11 сентября, приносят дивиденды, что международное влияние России укрепляется.
Активизация сотрудничества Москвы и НАТО - часть более широкой картины. В ноябре Буш и Путин обнародовали свои планы сокращения наступательных ядерных вооружений. Им не удалось добиться прорыва по вопросу о ракетной обороне, но у них еще есть несколько месяцев на преодоление остающихся разногласий. Набравшись терпения и настойчивости, лидеры получат возможность изменить отношения и достичь того уровня сотрудничества, который по их словам является конечной задачей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях