Le Figaro | 28 ноября 2003 г.
Тайвань бросает вызов Пекину
Жан-Жак Мевель
Тайвань сделал жест, который выглядит как вызов Китаю, хотя при этом Тайбэй постарался не совершить непоправимого шага. Вчера остров обзавелся правовым документом, позволяющим ему при определенных условиях провозгласить себя независимым государством. Для континентального Китая такой сценарий заведомо означал бы повод к войне.
Тайваньский парламент принял 108 голосами против 82 законопроект, который дает право президенту Чэнь Шуйбяню поставить на референдум вопрос о независимости, "если Китай попытается использовать силу для присоединения острова к континенту". Кроме того, депутаты 114 голосами против 96 приняли статью, позволяющую вносить изменения в ключевые статьи конституции, касающиеся воссоединения с континентальным Китаем, суверенитета острова, знамени и, наконец, официального названия Тайваня - "Китайская Республика".
Принятие этого законопроекта наверняка приведет к росту напряженности между двумя берегами пролива Формоза. Пекин рассматривает Тайвань как свою провинцию и официально заявляет, что любое движение в сторону провозглашения независимости непокорного острова "может сделать неизбежным применение силы".
Тем не менее в ходе постатейного голосования тайваньские депутаты приняли серьезные меры предосторожности. Так, они отказали президенту и его партии, добивавшимся права для исполнительной власти объявлять референдум по собственной инициативе. Парламент, большинство депутатов которого находятся в оппозиции к Чэнь Шуйбяню, сможет блокировать проведение референдума по изменению статей тайваньской конституции, ключевых с точки зрения континентального Китая. Парламент не сделает этого лишь в том случае, если Китай совершит вооруженную агрессию против Тайваня.
В последние дни Пекин неоднократно предостерегал Тайбэй от сепаратистских устремлений. Эти предостережения были адресованы и лично президенту Чэнь Шуйбяню, которого Пекин называет опасным сепаратистом и "международным смутьяном".
Но, поняв, что голосование в тайваньском парламенте в любом случае состоится, власти КНР в конце концов немного смягчили свою позицию. "Ответ будет жестким, если будет принят закон, разрешающий проведение референдума без каких-либо ограничений", - в таких осторожных выражениях высказалось в среду министерство иностранных дел КНР. Можно считать, что тайваньские депутаты вняли этому предупреждению.
Вчера вечером все ждали, что скажет Пекин. Но официальная реакция последовала только сегодня утром. Коммунистическое руководство может тайно потирать руки, глядя на то, как тайваньская оппозиция в лице его бывшего идеологического врага - партии "Гоминьдан" - охладила сепаратистский пыл демократа Чэнь Шуйбяня.
Но публичная реакция ожидается однозначно резкая. Арсенал средств, к которым может прибегнуть КНР, достаточно широк - от словесной эскалации до проведения маневров в проливе Формоза, подобных тем, что имели место в 1995 году. В любом случае Пекин не может оставить без ответа принятие законопроекта, делающего провозглашение Тайванем своей независимости более вероятным, чем это было раньше.
А главное, коммунистический Китай не хочет облегчать жизнь Чэнь Шуйбяню на ближайшие четыре месяца: тайваньский президент рассчитывает быть переизбранным 20 марта 2004 года, и все говорит о том, что своими заявлениями насчет независимости он хочет снискать популярность у 23 миллионов жителей острова.
Выступая за изменение конституции, Чэнь Шуйбянь оправдывает это необходимостью усовершенствовать систему правления. На острове до сих пор действует основной закон, принятый в Китае еще до прихода к власти Мао Цзэдуна. Его ввел Чан Кайши, обосновавшийся на Тайване при отступлении националистов в 1949 году. В первое время Чан Кайши опирался на эту конституцию в попытке взять реванш на континенте, затем, на протяжении четверти века, она существовала в качестве прикрытия диктаторского режима. Став демократическим, Тайвань, безусловно, нуждается в конституции, отвечающей новым реалиям.
Проблема в том, что КНР, менее чувствительная к требованиям плюрализма, видит во всем этом лишь злонамеренные планы. Отказаться от нынешней конституции - значит отказаться от статьи, которая в глазах Пекина имеет решающее значение: речь идет о статье, предусматривающей в перспективе воссоединение острова с континентом. Эту цель ставили перед собой и Чан Кайши, и Мао Цзэдун, оставаясь при этом противниками.
Руководствуясь теми же соображениями, китайское руководство и сейчас стоит на страже тайваньской конституции. И у него для этого есть основания: Чэнь Шуйбянь редко упускает возможность заявить, что Тайвань не является частью Китая.
У Пекина есть и еще одна причина, чтобы реагировать на демарш Тайбэя громче, чем это необходимо: он хочет притянуть на свою сторону Вашингтон.
США также с тревогой наблюдают за попытками Чэнь Шуйбяня изменить конституцию. Администрация Буша оказала тайваньскому президенту немало знаков внимания. В начале месяца ему пожал руку Колин Пауэлл. Но, возможно, здесь американский госсекретарь зашел слишком далеко: один из его помощников, Рэнди Шрайвер, недавно напомнил, что Вашингтон "не оказывает никакой поддержки планам провозглашения независимости" Тайваня.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях