Статьи по дате

The Times | 28 ноября 2003 г.

Европа сталкивается с новой волной антисемитизма

Роджер Бойес

Сотрудники итальянского телевидения RAI были шокированы, когда в среду поднялись к себе в офис: все стены были исписаны антисемитскими надписями, адресованными руководителю главного новостного канала. Вряд ли это можно назвать чем-то экстраординарным, потому что свастики и звезды Давида регулярно появляются на стенах зданий во всех городах Европы, однако в такой стране, как Италия - одной из самых произраильски настроенных - этот инцидент стал напоминанием, что антисемитизм не дремлет. Повсюду, от Греции до Швеции, в Германии и, прежде всего, во Франции, отношение населения к евреям ухудшается.

С момента терактов в двух стамбульских синагогах, произошедших две недели назад, среди европейских политиков и тех, кто формирует общественное мнение, разгорелись ожесточенные дебаты по поводу вопроса, на самом ли деле по континенту идет новая волна антисемитизма. У Ариэля Шарона сомнений нет. "У Европы есть проблема", - заявил он вчера. Израильский премьер полагает, что эта проблема связана с радикальными мусульманскими кругами. Он утверждает, что очевидная симпатия по отношению к палестинцам, а также снисходительное отношение к антиамериканизму и антисемитизму представляют собой опасную смесь.

Сейчас проводить антисемитскую политику непопулярно, поэтому антисемиты связывают ее с израильско-палестинским конфликтом, заявил Шарон.

Словам Шарона нетрудно найти яркие подтверждения: один греческий композитор называет евреев "корнем всех зол"; один шведский историк недоволен табу на критику евреев; во Франции школьники дразнят друг друга словом "feuj", что примерно соответствует слову "жид". Конечно, между детскими обзывательствами и терактами в синагогах лежит целая пропасть, однако не вызывает сомнения, что сейчас во многих европейских странах евреи чувствуют себя не слишком комфортно.

Меры, принимаемые властями в отношении антисемитизма, говорят о том, то европейские политики, по крайней мере, начинают чувствовать проблему, и даже без указаний Шарона.

Надписи в здании итальянского телевидения вызвали гневную реакцию. В Германии христианские демократы незамедлительно исключили из своих рядов коллегу, который позволил себе антисемитские высказывания.

Пример наибольшей жесткости по отношению к антисемитизму показал президент Ширака. На протяжении нескольких лет он не реагировал на американскую критику по поводу проявлений антисемитизма во Франции. Но после теракта в еврейской школе Ширак распорядился со всей строгостью карать преступления против евреев. "Если во Франции нападают на еврея, то это нападение на всю Францию", - заявил он.

Обеспокоенность антисемитизмом - это не просто реакция на теракты в синагогах Стамбула. Тревога свидетельствует об изменение отношения общества в европейских стран к живущему там мусульманскому меньшинству.

Во Франции проживают 600 тысяч иудеев и 5 миллионов мусульман. Любой поворот правительства во внешней политике определенным образом влияет на одну или на другую из этих групп. Несогласие президента Ширака с войной в Ираке, по мнению некоторых американских критиков, расчистило путь для открытой демонстрации антисемитизма, присущего молодым франко-арабским активистам.

Теракты в Стамбуле были направлены против турецких евреев, а также против "вестернизации" и "модернизации" ислама. В определенном смысле это была прямая попытка дестабилизировать турецкое правительство. Этот конфликт не имеет ярких контуров, но вполне очевидно, что антисемитизм все больше и больше подпитывается мусульманскими радикалами, а не крайне правыми.

Хотя для многих в ЕС такие заявления остаются спорными. Когда Центр исследования антисемитизма при Берлинском техническом университете в своем отчете сделал вывод, что масла в огонь подливают именно мусульманские и пропалестинские группы, Европейский центр мониторинга расизма и ксенофобии (под эгидой ЕС) оставил этот отчет без рассмотрения.

Правительства европейских стран все больше нервничают по поводу того, что происходит внутри мусульманских сообществ в их странах, в мечетях и в исламских школах. Похоже, что они скорее готовы терпеть определенный антисемитизм, чем рисковать открытой конфронтацией с этническими мусульманами. "Это очаг напряженности во многих европейских городах", - заявил вчера один из берлинских экспертов по расизму.

У Шарона есть серьезные политические причины для того, чтобы обращать внимание на антисемитизм в Европе. Во-первых, он хочет напомнить евреям, что Израиль - это самое безопасное для них место. "Лучший выход для того, чтобы избежать антисемитизма, это эмиграция в Израиль, - завил он, находясь в Риме. - Это единственное место в мире, где евреи могут жить как евреи".

Во-вторых, Шарон должен признать, что он не смог убедить европейцев поддержать жесткую линию в отношении палестинцев. Неприятие позиции Шарона среди европейских интеллектуалов очевидно. Поэтому он заявляет, что критиковать его правительство - это все равно что ставить под вопрос само существование Израиля.

Европейцы, похоже, оказались в лабиринте. Ульрих Бэк, немецкий социолог, вчера заявил, что есть такие интеллектуалы, которые чувствуют, что они должны протестовать против Шарона, дабы доказать, что их уважение к Израилю имеет рациональный и сущностный, а не сентиментальный характер. "В результате мы имеем вынужденный альянс анти-антисемитов и традиционных антисемитов", - говорит профессор Бэк.

Это больше чем просто праздные рассуждения. На улицах формируются странные новые коалиции. В прошлые выходные отмечался День освобождения Иерусалима. В Берлине около тысячи мусульман вышли на демонстрацию. Речи были умеренными, пока организаторы не начали обвинять Израиль, западных империалистов и Организацию освобождения Палестины в "сотрудничестве" с врагами ислама.

Членами еврейской диаспоры был организован ответный митинг, в ходе которого они стояли плечом к плечу с находящимися в изгнании иранцами и умеренными мусульманами. Насилия не было, но достаточно было посмотреть на свирепые лица арабских демонстрантов, когда мимо проходил раввин. Неожиданно спокойствие крупных европейских городов показалось далеко не таким очевидным.

Быть может, Шарон прав: у Европы проблема.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru