The Washington Post | 28 ноября 2003 г.
Незабываемый момент войны и президентства
Дана Милбанк
Три картины иллюстрируют собой рассказ о президентстве Джорджа Буша.
Первая: Буш с мегафоном в руках на развалинах Всемирного торгового центра 14 сентября 2001 года - символизирует его превращение в президента воюющей страны. Вторая: Буш в пилотском костюме со слоганом "Миссия выполнена" на борту авианосца "Авраам Линкольн" 1 мая 2003 года - символизирует оптимизм Буша по поводу победы США в Ираке.
Вчерашний день, 27 ноября 2003 года, подарил нам столь же яркий, но более сложный образ Буша. Его тайное приземление в Багдаде в День благодарения показало нам лидера, понимающего опасности ситуации в Ираке, но решившегося убедить иракский народ, что американцы, как он выразился, "не удерут".
Хотя солдаты приветствовали его появление одобрительными возгласами, пока рано судить о том, является образ Буша в армейской куртке символом сильного лидерства или ненужной бравады.
Может быть, иракцы получили подтверждение того, что США подавят сопротивление и восстановят порядок в стране. Но Буш прилетел неожиданно, ночью, с потушенными огнями и не отважился покинуть укрепленный военный объект - возможно, это стало для них подтверждением того, что ситуация с безопасностью в Ираке и впрямь ужасна.
Ясно одно. Сюрприз ко Дню благодарения - плохо это или хорошо - еще крепче связал Буша с исходом борьбы в Ираке.
"Это повышает ставки", - сказал бывший глава республиканской партии Рич Бонд.
В президентских поездках в зоны военных действий в праздники нет ничего нового. Билл Клинтон ездил в Косово в День благодарения 1999 года, Линдон Джонсон был во Вьетнаме на Рождество 1967-го, только что избранный президентом Дуайт Эйзенхауэр в 1952 году побывал на фронтах Кореи, Ричард Никсон посетил Вьетнам в 1969.
Бывали прецеденты, когда президент совершал неожиданную поездку, приняв повышенные меры безопасности, в военное время. Примерами являются поездки Франклина Рузвельта в Ялту и другие портовые города во время Второй мировой войны. И хотя люди могут сомневаться в мудрости полета на президентском самолете в район, где, как известно, нередко стреляют ракетами ПВО, эксперты в сфере безопасности считают, что технологии, использованные для защиты самолета, делали риск меньшим, чем тот, какому подвергался самолет DHL, сбитый над Багдадом несколько дней назад.
Когда Буш приземлился на авианосце, его противники немедленно осудили это как трюк. Но вчера даже они не ворчали ни по поводу самой поездки в Ирак, ни по поводу ее секретности, ни по поводу выданной Белым домом дезинформации о том, что он проведет весь день на своем ранчо в Техасе. Они говорили, что поездка является подтверждением их мнения о том, что администрация втянула Америку в оккупацию Ирака, не имея стратегии выхода.
Характерными чертами поездки Буша были бронежилеты, самолет без огней, севший на темную посадочную полосу. "Иракцам дали понять, что Буш не считает их страну безопасной", - заявил бывший советник Клинтона Сидни Блументаль.
Стратег президентской кампании отставного генерала Уэсли Кларка Крис Лихейн заявил, что демократы не считают поездку ошибкой Буша.
"Абсолютно уместно отдать дань уважения нашим солдатам в День благодарения, - сказал он. - Но гораздо важнее оказывать им уважение ежедневно, чтить как героев тех, кто возвращается в гробах, и предложить такую стратегию, чтобы в следующий День благодарения наших солдат там не было".
В коротком обращении Буша к войскам было не бахвальство, характерное для майского выступления, но мрачная решимость речи, произнесенной в мегафон.
"Вы выполняете трудную миссию, - сказал он через плохой микрофон, поскольку поездка была импровизацией. - Те, кто атакует войска коалиции и убивает мирных иракцев, проверяют нашу волю".
Он продолжил под аплодисменты: "Мы прошли сотни миль, понесли потери, свергли жестокого диктатора и освободили 25 миллионов человек не для того, чтобы отступить перед бандой негодяев и убийц".
Это соответствует настроениям уставших солдат. Сержант Джерри Холломан из Балтимора сказала, что чувствует себя в Ираке "подавленной", но приезд Буша подбодрил ее.
Отставной генерал армии Барри Маккафри, один из командиров войны 1991 года в Персидском заливе, предсказал, что визит поднимет боевой дух войск. "Подобные поступки повышают у солдат уровень доверия к главнокомандующему", - отметил он.
Что думают о поездке американское общество и народ Ирака, пока неизвестно. Судить о том, является ли третий образ Буша символом неудачной оккупации или успешной войны, будет история, но вчера и его сторонники, и его противники говорили о том, что поездка на праздник к солдатам, которых он послал в бой, была правильным шагом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях