The New York Times | 28 ноября 2005 г.
Московская выставка вызывает недовольство Церкви и государства
Стивен Ли Майерс
После прошлогодней атаки террористов на школу в Беслане и последовавших за этим шагов Путина по укреплению политической власти Марат Гельман нашел свой способ отреагировать на происходящее. Это была художественная доктрина, политическая декларация, социальный и культурный вызов государству, названному им "Россия-1".
Гельман, владелец первой постсоветской художественной галереи, назвал свой проект "Россия-2" и открыл его выставкой картин и иных произведений искусства, призванных вызывать в памяти I Московскую бьеннале современного искусства, прошедшую в январе-феврале этого года.
Тон выставки отличался резкой ниспровергающей критикой Путина, Кремля и в значительной степени - Российской православной церкви.
Стоит ли удивляться, что "Россия-1" нанесла ответный удар.
Группа из девяти художников, не принимавших участия в выставке, подала гражданский иск против Гельмана и выставочного зала, где впервые появились эти работы, - Центрального дома художников. Они требуют 175 долларов в качестве возмещения "морального ущерба", нанесенного им четырьмя из выставленных работ современных российских художников - Гора Чахала, Марины Колдобской, комик-группы "Синие носы", состоящей из Вячеслава Мизина и Александра Шабурова, и трио концептуалистов, называющих себя АЕС.
Слушание в московском суде началось в этом месяце, следующее заседание назначено на 5 декабря.
Восьмого декабря большая подборка произведений с выставки "Россия-2" будет выставлена в Нью-Йорке в галерее Уафт-бокс в Челси.
В жалобе, поданной в Москве, указывалась прописанная в конституции РФ статья о защите прав человека и религиозных свобод и статья УК о разжигании этнической и религиозной розни. В начале года на основании этой же статьи был вынесен обвинительный приговор директору и куратору музея имени А. Сахарова в Москве за выставленные в 2003 году работы, в которых некоторые усмотрели издевательство над РПЦ.
Директор музея Юрий Самодуров и куратор Людмила Василовская были оштрафованы на 3600 долларов каждый, но, правда, не оказались в тюрьме, как этого требовало обвинение.
Как и дело музея Сахарова, диспут вокруг "России-2" вызвал противостояние двух групп: художников, с одной стороны, и верующих, которые находились под давлением советской идеологии и обрели свободу после распада Советского Союза в 1991 году, - с другой.
Кроме того, эта ситуация высвечивает то, что, по словам противников Путина, является новой идеологией, основа которой формируется Церковью, редко проявляющей толерантность к публичной критике ее состояния и символов.
Это изначально и было целью Гельмана.
"Сегодняшняя ситуация совершенно не похожа на советские времена, когда искусство находилось в подполье, - сказал он в интервью. - Просто в России сейчас две страны. "Россия-2" это продемонстрировала".
Выставка с самого начала вызвала недовольство. Националистические группы в парламенте незамедлительно обратились в прокуратуру, как и представители Церкви. Однако формальный иск был подан от группы художников, представляющих Московский союз художников. Все они являются православными верующими.
Один из них, Дмитрий Шмарин, пишущий картины в жанре неореализма, сказал в интервью, что не видит ничего противоречивого в том, что один художник подает иск против другого в связи с содержанием его работы.
"Мы не пытаемся ограничивать свободу художников, - говорит он. - Художники, конечно, могут делать что хотят, но если они оскорбляют наши чувства, мы можем обратиться к государству за защитой".
Он назвал работы, выставленные в рамках проекта "Россия-2", кощунственными, добавив, что они были направлены на то, чтобы "дестабилизировать внутренний порядок в стране".
На триптихе Чахала "Солнце правды, добра и красоты" изображены полуабстрактные распятые фигуры в языках пламени. Колдобская сделала скульптурное изображение в виде иконы, заглянув в которую посетители могли увидеть фильм откровенно сексуального содержания.
Группа АЕС выставила несколько фотокомпозиций из своего крупного "Исламского проекта", где образы исламского мира смонтированы с изображениями типа статуи Свободы.
"Синие носы", как говорится в жалобе, выставили "полную иронии и сарказма" композицию, где изображения Пушкина, Путина и иконы Христа демонстрируются на обнаженном мужском торсе.
Гельман не производит впечатления вероятного оппонента Путина. В течение пяти лет он работал политическим консультантом в Кремле и два года был директором аналитической программы на государственном Первом канале. У него до сих пор есть друзья в Кремле, и это помогло ему избежать уголовных обвинений, говорит он сам.
Однако в интервью он сказал, что его не устраивают многие действия Кремля, в том числе последовательное подавление свободы слова, распространившееся с телевидения на искусство и литературу. Он отметил также упразднение прямых выборов губернаторов регионов после захвата школы в Беслане, когда погиб 331 человек, больше половины из которых - дети.
"Стало понятно, что за дело взялись теневые силы", - сказал Гельман о реакции Кремля.
"В стране установилась атмосфера, в которой современные художники чувствуют себя отчужденными, - говорит он. - Современное искусство не может быть патриотичным, потому что оно космополитично. Мир искусства в России, может быть, единственная оставшаяся область, где люди работают в общемировом контексте".
Подзаголовок выставки работ "Россия-2" - "Плохие новости из России".
Гельман говорит: "Американцы хотят плохих новостей из России. Это означает, что в мире все в порядке".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях